fbpx

Спасающее воображение

Психологи утверждают, что реальность в нашем разуме так же реальна для нас лично, как и объективная реальность: материальный мир, пространство и время вне нас. Есть научные факты. К примеру, каждый может приехать и убедиться, что Англию и Европу разделяет Ла-Манш. Или что озеро Байкал находится именно на том месте, где показывают географические карты. Есть факты, которые находятся внутри нашего разума. Эти внутренние факты, если их озвучить публично, не всегда будут разделяться другими людьми. Очень часто они будут отвергнуты. Однако для нас они будут оставаться истиной. Потому что мы в них верим. Потому что они являются составными элементами нашего мировоззрения, потому что от них зависят другие наши принципы и убеждения. Они как кирпичи в стене, которые просто так не вытащишь. 

Все наши принципы и убеждения, на которых построен наш внутренний мир, определенно являются абстракциями, плодом отвлеченных от материального мира раздумий, результатом нашего опыта или наследственных черт организма. Часто нам передают их по наследству. К примеру, всемирный потоп. Ну или история грехопадения Адама и Евы. Эта история не является научным фактом. Ученые не могут ни подтвердить ее или опровергнуть. Адам и Ева находятся вне науки и рационального мышления. В разуме миллионов христиан эта история своего рода системообразующая история начала нашей цивилизации. Далее в сознании идет логически связанная с предыдущей идея о первородном грехе, о врожденной греховности всего человечества, о страданиях как о плате за грехи, о плане спасения через Иисуса Христа. Убрать что-то из этой цепочки очень трудно: “как же так, я всю жизнь верил в это, а ты мне говоришь по-другому”. Рационально, материалистически мыслящим людям с критическим взглядом на мир трудно воспринять все это, они боятся самой идеи, что в голове может возникнуть подобный “параллельный мир”, мало связанный с фактическим содержанием материальной вселенной. Все человеческие конфликты связаны именно с тем, что у каждого человека свои собственные представления: мы действительно живем телами в одном мире, однако в разуме мы пребываем в разных мирах из-за нашей индивидуальной веры. 

Вера в Бога тоже является вопросом духовным, метафизическим, ценностным, то есть вне науки и даже философии. Проблемой многих людей является то, что Бог не является частью материального мира. Мы не можем прийти к Богу в соседний дом или даже храм – мы Бога там не увидим. Мы встречаемся с Богом на другой территории – в области нашего разума, души, сверхсознания или подсознания. В частности, мы не встречали Иисуса Христа лично. Мы читали о нем в Евангелиях и письмах Его апостолов. Мы думали о прочитанном и мы сформировали Его образ у себя в сознании. У каждого он индивидуальный. Как правило – неполный и далекий от совершенства. На территории воображения наше “я” встречается с образом Бога, который мы смогли создать внутри самих себя. Как тут не вспомнить слова Иисуса “Царство Божие не придет видимым образом, оно находится внутри вас”. Христианское религиозное мышление, литургия церкви – это рассказы о том, “как я переживаю встречу со Христом” на территории воображения, а литургическое творчество – это превращение образов из этого внутреннего мира в опредмеченные символы. И этот рассказ о встрече с Богом вдохновляет многие поколения людей. Видя горящие глаза христиан, многие люди говорят: я тоже хочу встретиться с Богом внутри самого себя. Они читают Библию, строят образ Бога или Иисуса в своем воображении и действительно переживают некую встречу. Однако все же, с кем мы встречаемся? С самим Богом или с нашим представлением о Нем?

Бог действительно находится вне нашей объективной реальности и мы не можем встретиться с Ним лицом к лицу. Единственный путь к Богу это вера, как говорил Иисус. С точки зрения поиска образа Бога в своем разуме, Иисус мог понимать под верой воображение. Однако лишь особое воображение есть “плата” за приема в вечность. Бог дает нам белый лист бумаги и говорит: нарисуй Меня. И мы рисуем своей верой. И чем ближе содержание нашего рисунка к истине, тем больше у нас шансов спасти свою душу после смерти физического тела. Иисус несомненно был исторической личностью. Пусть мы никогда не встречались с Ним: пользуясь нашим воображением мы рисуем в нашем сознании Его образ. Чем ближе рисунок к оригиналу, тем мы глубже во Христе. В духе. В сердце и разуме. Иисус однажды сказал так: “блаженны не видевшие Меня и уверовавшие”. 

Многие задаются вопросом почему Бог не станет частью материального мира, чтобы все люди уверовали в Него. Судя по всему, Бог требует не только, чтобы человек самостоятельно пришел к Нему. Он к тому же ищет искренней любви человека. В Библии достаточно много указаний на характер Бога. Человек имеет достаточно, чтобы создать образ Бога в сознании силой воображения и логики. Однако что если человек пришел к Богу и создал неверный Его образ в уме? Предположил, что Бог, якобы, мстителен и безжалостен? Согласно учению Иисуса, даже добровольно пришедшие на пир Царя могут быть изгнаны вон. Вероятная причина: человек подумал про Бога что “Он такой же как я”. Если человек оказался более продуктивен в поиске образа и характера Иисуса Христа, то далее, вероятно, начинается духовный и интеллектуальный рост, ведущий к истинному познанию мира и Бога. “Правильные кирпичи” сознания кладутся в стену, обрастают связями с другими идеалами и представлениями. Со временем данный рост приводит к умению активно и положительно влиять на окружающий мир и людей, то есть “принесение духовных плодов”, как называл это сам Иисус.

Однако было бы неправильным оставить человека без помощи, в одиночестве формирующим образ Иисуса в собственном сознании. Согласно учению Иисуса, в разуме человека обитает Дух Истины, то есть Божественное присутствие. “Свет, просвещающий всякого человека, приходящего в мир”. Вряд ли человек, предоставленный сам себе, смог бы хоть что-то изобразить силой веры или воображения. Духовный наставник наверняка присутствует на той же территории разума, где Он активно пытается улучшить, настроить и просветить разум человека. Однако в таком случае как отличить когда действует разум человека и когда Дух Бога? Как метко сказал кто-то, надо беречься тех верующих, чей “Бог” внутри прощает все, что бы человек ни делал. Решением данной проблемы могло бы быть искренность и чистосердечие человека, который достаточно самокритичен к себе и не пытается заниматься самообманом: выдавать собственные желания за желания Бога. Логично предположить, что в разуме человека есть его “я”, а Дух Бога, даже обитающий в разуме человека вряд ли может быть назван частью этого “я”. 

Таким образом аутентичное учение Иисуса предполагает долгий многолетний процесс внутреннего творчества человека, если он желает найти и понять Бога. Поиск Бога в своем сознании подобен созданию портрета Бога. Поскольку Бог бесконечен, портрет можно рисовать бесконечно долго, и никогда не достичь полной детализации. Однако, полной детализации и не требуется. Процесс подобного рисования, как вы понимаете, не несет в себе много стресса. Современное же христианство пока придерживается концепции искупления, примирения и искупления. В дополнении к этому необходим процесс “освящения” или “личного подвига”, что чрезвычайно утомительно. Что я должен еще сделать, чтобы мне было не стыдно перед Христом, умершим за мои грехи? Почему я не чувствую радости и продолжаю срываться и грешить? Не выдерживая подобного стресса люди отходят от Бога. Если бы мы, вместо построения второстепенных религиозных или библейских мифологем в своем сознании, вроде всемирного потопа или египетских казней, настроились на поиск личности Иисуса Христа, то все стало бы гораздо лучше. Представьте себе: вы сидите напротив невидимого Иисуса и Его Небесного Отца, думаете о Нем и, не спеша, рисуете Его портрет. Он в это время видит, о чем вы думаете, и посылает нам подсказки, освещая ваш внутренний творческий путь. Это можно назвать интервью, внутренним диалогом с Богом. Длиной в целую жизнь. Во время этого интервью мы поймем Бога лучше. И поймем самих себя.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *