fbpx

Психология


Мое “Я”, мое Эго, моя личность.

Все попытки избавиться от своего Эго – бесполезны. Наше эго (или их последовательности) есть процесс формообразования нашей вечной личности. Когда наше физическое тело рождается – это определенно начало нашего существования. До этого момента нас не существовало. Однако, наше душевное тело не обязательно существует даже если физическое тело уже есть. Оно должно успеть родиться до смерти физического тела. Многие люди – “материальные фантомы”. Увы. Наша личность формируется в процессе навязывания нам Богом различных “эго-масок”. В процессе самоидентификации мы делаем выбор о самих себе. И, если мы придем к законченному мировоззрению, в которое включены верность Богу, любовь, братство, и так далее – после смерти физического тела нам будет дано “тело” более высокого порядка, которое все равно будет содержать определенное усовершенствованное “эго”. Далее нас ждет долгий путь развития, на котором мы найдем идеальное собственное Эго, гармонирующее с Бесконечным Богом.

Учение Иисуса указывает на необходимость “рождения свыше”, “рождения для Бога”. Данный термин в современном христианстве понимается достаточно узко или вообще понимается как “таинство”, недоступное пониманию. С точки зрения психологии, рождение свыше надо понимать как обретение человеком такого “я”, которое дало клятву верности Богу и которое допущено Им в мир высоких духовных энергий жизни. Такое личностное “эго” считается вошедшим во внутреннее Царство Бога, и человек с подобным “я” является кандидатом на получение вечной жизни.


Манипуляция – это тип социального взаимодействия, представляющий собой стремление изменить восприятие и поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики. Манипуляция подразумевает вред: когда от вас берут какой-то ресурс, ничего или почти ничего не отдавая взамен – это всегда воздействие, а не взаимодействие. При чтении Евангелий может сложиться неверное представление о действиях Иисуса: “Следуй за Мной” – говорит Он и рыбаки послушно следуют за Ним. Значит ли это что Иисус манипулировал людьми или заставлял их повиноваться? Ничего подобного. Никакого насилия, никакой манипуляции, уж тем более используя сверхъестественные возможности. Ученики Иисуса следовали за Иисусом лишь на добровольной основе. А иногда Иисус и сам препятствовал многим желающим, призывая их подумать хорошенько!


Комплекс неполноценности — совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности очень часто встречается у религиозных людей. Он вызван не только физическими или иными несовершенствами или отношением родителей в детстве. Иногда психологическое отношение к Богу, кажется, рождает в человеке чувство неполноценности. Бог бесконечен, вечен, недостижим, а человек – уязвимое материальное создание. Учение Иисуса, на первый взгляд, поддерживает этот комплекс неполноценности. Иисус говорит: “Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: «пойди скорее, садись за стол»? Напротив, не скажет ли ему: «приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам»? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать».”

Христианин, не слишком знакомый со всем учением Иисуса, может подумать что он ничего не стоит в глазах Бога. Однако, во-первых, Иисус, давая подобные наставления апостолам, оставля их “слугами” с огромными возможностями, “талантами” и знаниями. Эти и другие слова Иисуса (иногда неудачно отредактированные в соответствии снравами того времени) не относятся к рядовым верующим, а лишь тем кому “много вверено”. Во-вторых, Иисус уточняет: “Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего”. Бог не может и не хочет усиливать наш комплекс неполноценности, подчеркивая нашу слабость – напротив – Он просит ДРУЖБЫ и преданности, ставя нас в межличностном отношении на одну ступень!

Гипер-религиозность и осутствие знаний иногда приводят к тому, что люди, страдающие комплексом неполноценности, рассматривают себя как нечто незначительное и ущербное в глазах Бога. Особенно это усиливается теорией о “врожденной греховности падшего человечества”. У многих на этой почве может развиваться депрессия. Однако, вернее было бы сказать, что человек, страдающий от комплекса неполноценности, сам непроизвольно искажает смысл учения Иисуса и не замечает огромной любви и уважения со стороны Бога. Даже факт пожертвования Иисусом своей жизни ради людей может ложно истолковываться как “вынужденное спасение ничего не стоящих людей”. Исправить этот дефект сознания может лишь личная встреча с Иисусом в глубине своего сознания, а не какая-либо религия в любых ее проявлениях.


Личность в общем понимании – это социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей.

Определение личности как совокупности социальных и личностных ролей принадлежит Дж. Мид. По А. Адлеру, личность начинается с социального чувства. Быть в обществе — всегда непросто, но тот, кто эту проблему решает удачно, тот личность. У Джеймса это «социальное я», Я для других. Социальное я – это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек.

Личность в другом, более узком понимании – это культурный субъект, самость. Это человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления, который в состоянии менять само общество.

Такое понимание личности близко следующим авторам: К. Юнг, А.Н. Леонтьев, психологи экзистенциального направления, Н.И. Козлов. По Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. При таком понимании ребенок при рождении личностью не является, но может ею стать. А может и не стать.

В каком смысле присутствует “личность” в учении Христа? Есть ли понятие “личности” человека в Его учении? Несомненно, есть. Иисус, как правило, не рассматривал людей как несвободных роботов, продуктами природы или общества. Скорее иначе – в некоторых случаях Иисус призывал людей к конфронтации с порочным обществом, однако в то же время просил пребывать в мире и любви со всеми окружающими людьми. Личность человека в учении Иисуса – свободна, она сама строит свою жизнь. Иисус приглашал людей в царство Бога, а не принуждал. Он уважал право свободного выбора людей, хотя часто ужасался ему. Многие люди делают сознательный выбор в пользу греха и зла.

С другой стороны, Иисус признавал факт, что многие добрые люди – подобны овцам (или даже закатившимися под шкаф монетам), они полностью зависимы от общества и не в состоянии сделать собственный выбор. Но даже в таких случаях, когда личность “не доросла” до свободы определения, Иисус признавал право на существование и не манипулировал ими. В учении Иисуса пастух идет спасать заблудившуюся овцу и приносит ее обратно в стадо. В учении Иисуса такие личности рано или поздно достигают кульминации личностного роста и приносят духовные плоды.


У новорожденного ребенка психические функции существуют в виде зародыша. Их почти нет в начале. Носителями речи, мышления, переживания, сознания являются окружающие люди. И только в ходе развития, формирования и процесса социализации личности рассматриваемые психические функции растут и способны переходить во внутреннее, интрапсихическое существование, принадлежащее конкретным субъектам. Личность рождается в результате развития. Рост, развитие – это темы учения Иисуса Христа. Читайте об идее роста и развития.