fbpx

Первоевангелие

Ранняя Церковь в течение ста лет после распятия и воскресения Иисуса была не католической, нe православной, ни протестантской или евангелической. Это была уникальная и неповторимая Первая Церковь, которую уже невозможно воспроизвести. Роль Библии была тогда невелика, потому что, как минимум, половина людей не умела читать. Никакого “Нового Завета” еще не было и в помине. Те кто умел читать – читали все, от апокрифов и писем Апостолов до гностиков и близких по духу философов. Это была свобода.

Первым правилом Первой церкви было уважение к людям, которые передавали устное учение Иисуса Христа. Разумеется, от поколения к поколению, живых свидетелей оставалось меньше и духовный свет становился слабее. Эти люди были главным достоянием Первой Церкви. Вряд ли было уместно говорить о какой-то серьезной богословской систематике в то время – это было время духовного наставничества, почти мистических школ/общин духовного опыта. Однако все вращалось вокруг одного центрального момента: личности и учения Иисуса.

Вторым “церковным столпом” было то, что Иисус являлся абсолютным центром Вселенной и Его личное учение (Евангелие) называлось Словом Бога. Иисус был “императором” (в духовном понимании, разумеется) и Его слова были абсолютны и безошибочны. Позже христиане назвали Библию “Словом Бога”, однако в Первой Церкви это было не так. Книга Деяний утверждает, что первые христиане считали “Словом Бога” только Евангелие Иисуса Христа.

Третий церковный “столп” состоял в особом отношении к таинству Евхаристии. В то время причастие проводили гораздо свободнее – это были дневные или вечерние застолья, где верующие “преломляли хлеб” и особым образом переживали присутствие Иисуса среди них. Это было не мрачное “воспоминание страданий”, не “поминки”, а а радостное и искреннее общении друг с другом: “Где двое или трое во Имя Мое, там и Я посреди них”. Это было таинство общения с духом Иисуса. 

Сегодня у нас нет свидетелей жизни и учения Иисуса. Нет у нас пока и той атмосферы свободы Первой Церкви, где Евхаристия означала встречу с живым Иисусом и друг с другом: современное Причастие заковано в литургических процессах различных деноминаций. Однако у нас есть слова самого Иисуса и возможность восстановить Его личное Евангелие. И это – второй шанс для зашедшего в тупик христианства, шанс воскресения духовной жизни и Церкви Иисуса.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *