fbpx

Трудно быть человеком

Генетическая предрасположенность к полноте встречается у многих. Такие люди не просто страдают от избыточного веса. Им сложнее похудеть обычными методами — с помощью наращивания физических нагрузок и нормализации режима питания.

Сегодня точно установлено, что стремительный набор веса происходит не только из-за малоподвижного образа жизни и переедания. Генетическая предрасположенность к полноте также играет важную роль. Задуматься о подобной предрасположенности стоит если от ожирения страдают ближайшие родственники — родители, братья, сестры, если не удается похудеть несмотря на физические нагрузки и употребление низкокалорийной пищи. Вместе с подобными мыслями о своей генетике в голову приходят и другие: “за что мне это?”. Или “почему Бог допустил это?”.

Мы не выбираем свои тела. Мы получаем их по наследству от родителей. Так устроена жизнь, нравится нам или нет. С точки зрения науки данный факт воспринимается достаточно смиренно – “это природа так распорядилась, ничего не поделаешь”. Как ни парадоксально, в среде более или менее религиозных людей, которые должны проявлять смирение и кротость, в рамках этой проблемы часто наблюдается недовольство по отношению к Богу: “Он же всемогущий, Ему бы ничего не стоило изменить ситуацию. Так почему Он ничего не меняет?!?”. И здесь искренне верующие могут даже обидеться на Бога.

Как ни удивительно, сам Иисус Христос говорил о природных предрасположенностях людей. Но, конечно, Его слова не касались генетики и материальных наследственных проблем с нашими телами. Он говорил прежде всего о духовных проблемах. Как известно, генетика влияет и на психические, и на умственные данные человека. К примеру, крайне маловероятно, что в многовековом поколении пастухов родится человек, предрасположенный к классической музыке или балету. Иисус упоминал проблему, когда люди не в состоянии верить в Бога или их вера чрезвычайно слаба: они постоянно скатываются в материальный мир удовольствий и суеты и ничего не могут с этим поделать. И причина этому – природная предрасположенность. Вот одна из Его притч:

“Вышел сеятель в поле, и когда он сеял, часть зёрен упала у дороги — прилетели птицы и склевали их. Другие зёрна упали на каменистую почву, где земли было мало, и тотчас проросли, ибо слой земли был тонким. Но взошло солнце и опалило ростки. А глубоких корней у них не было, и они засохли. Другие зёрна упали в колючие кусты — кусты разрослись и заглушили побеги. А те зёрна, что упали в хорошую землю, дали урожай — в сто крат, либо в шестьдесят или тридцать. Пусть имеющий уши услышит!”

Религиозные проповедники сеют семена учения. И эти семена попадают в разную почву. Очевидно, что природные процессы зачастую непредсказуемы. Сегодня на одном месте растет лес – завтра он будет дном озера. Сегодня на поле колосится пшеница – завтра здесь может быть песчаная пустыня или голые камни. Или наоборот. Эти процессы зачастую очень медленные, однако так устроен наш мир. И внутренний мир людей с их ДНК, согласно Иисусу, похож на материальный мир. Некоторые люди, в силу полученной наследственности, не могут принять и адаптировать религиозную истину. Однако данная ситуация, разумеется, не навсегда: проходят поколения, ДНК меняется и появляются все нужные компоненты в генетическом материале.

Возьмем для примера другую притчу Иисуса:
“Царство Небесное — как заброшенный в море невод, куда попадает всякая рыба. Как только он наполнится, рыбаки вытаскивают его на берег, отбирают хорошую рыбу и бросают в корзины, а негодную выбрасывают обратно.”

В этой притче религиозные проповедники забрасывают “сети”, чтобы вытащить из тьмы и мрака души людей. Однако, не каждая рыба хороша. Рыбаки обычно отпускают обратно маленькую рыбу. Виновата ли рыба в том, что она маленькая? Разумеется, нет. Виноваты ли некоторые люди, что не могут усвоить и сохранить веру? Нет, не все виноваты.

Эти слова Иисуса вызывают чувство облегчения на фоне мрачных христианских доктрин о всеобщей проклятости человека, который “умер в Адаме”. Действительно – почему один человек словно плодородная почва, впитывает духовные истины и приносит плод, а другой – нет? Дело не в проклятии человечества, а в различной наследственности. Иисус советует не особо переживать в отношении нерелигиозных людей и дать им идти своим путем. Время многое исправит. Консервативные христиане здесь, напротив, впадают в отчаяние или гнев: “Человечество проклято! Все пропало!”. Эта истерия свойственна для всех религий без исключения. Однако проходит время, и там где никто не верил – верят все, а там, где верили все – в вере остаются единицы. Это ирония жизни.

Так как же решить проблему справедливости в случае неудачной генетической наследственности или психологической неспособности поверить в Бога всем сердцем? Проблема справедливости, очевидно, не может быть разрешена лишь в течение короткой жизни на земле. Ущерб, принесенный ребенку, родившемуся в семье хронических алкоголиков, не может быть возмещен за несколько десятков лет. Философское понимание справедливости и религиозное отношение к ценности жизни предполагает, что каждый человек получит равные шансы в отношении выбора или отвержения вечной жизни. Независимо от изменчивой материальной природы. Пусть даже это произойдет не на нашей земле.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *