fbpx

“Мерзость запустения” или римское войско?

В один из вечеров, в последний год служения Иисуса, Он и апостолы вышли из Иерусалима. Поднимаясь в гору, кто-то из учеников, высказал восхищение величественному храмовому комплексу, освещенному многочисленными огнями. Иисус, обернувшись предсказал печальную судьбу храма и города: “здесь не останется камня на камне, все будет разрушено”. Ученики, обступив Его, начали выяснять, когда это будет.

В словах Иисуса, сказанных Иешуа нет ничего необычного или “апокалиптического”: Он, во первых, сказал что учеников Иисуса будут гнать, исключать из синагог и даже казнить. Иисус говорил это и ранее. Второе, что Он сказал: беречься чтобы не быть обманутыми. Ранее Он учил беречься “учения фарисейского”, однако на этот раз Он предсказывал более отдаленное будущее. В дни разрушения Иерусалима, согласно историку Иосифу Флавию, в Иерусалиме появилось несколько (!!!) мессий, которые активно призывали следовать за ними. В условиях нестабильности и волнений, рядовые верующие Иисуса действительно могли быть сбиты с толку.

Говоря “это еще не конец”, Иисус имел в виду конец Иерусалима, а не конец света. Землятресения, болезни, военные слухи – все это предшествовало моменту когда римские армии подошли к Иерусалиму чтобы сравнять его с землей. Первые христиане, или ученики Иисуса оставались в Иерусалиме даже после страшных гонений соотечественников вплоть до последних дней города в 70 году. И в этой памятной беседе Иешуа советовал им немедленно покинуть город при определенных признаках.

Из трех синоптических Евангелий лишь Лука писал свое сочинение после разрушения Иерусалимского храма. Евангелисты Матфей и Марк передают слова Иисуса следующим образом: “Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы”. Евангелист Лука передает слова Иисуса иначе: “Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы”. Какая версия верна? Что значит “Мерзость запустения”?

Ремарка “читающий да разумеет” Марка и Матфея выдает редакцию текста: она отсылает читателя к чему-то известному читателям. Текст Луки более прям, не содержит отсылок. Есть проблема понимания “мерзости запустения”: памятник Зевсу в храме? Превращение храма в публичный дом, что случилось при царе Антиохе Епифане? В реальности, если “мерзость запустения” имела место – она могла случиться только после штурма города римлянами, и в тот момент бежать уже было бесполезно. Остается одна версия, что Лука приводит слова Иисуса правильно. Когда римская армия подходила к Иерусалиму, можно было незамедлительно уйти из города в восточном или южном направлении. Иисус явно не хотел, чтобы Его ученики погибли чудовищной смертью рядом с теми, кто отверг Его и втянул свой народ в катастрофу.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *