fbpx

Кто такой “другой” Иисус

Недавно был поставлен в известность об озабоченности в связи с моей, якобы, проповедью “другого Иисуса” с указанием на конкретное место из письма апостола Павла. На основании аутентичных, канонических слов Иисуса в четырех Евангелиях, я, якобы, представляю вниманию читателей “другого Иисуса”. Пользуясь случаем, попытался понять слова Павла и заодно перечитал несколько комментариев к отрывку. Итак вот оно это место:

1 Я хотел бы, чтобы вы снизошли к моей неразумности. Да, прошу вас, будьте снисходительны ко мне! 2 Ибо я вас ревную, и ревность эта от Бога. Ибо я обещал вас в супружество одному Человеку — Христу и хочу, чтобы вы предстали перед Ним, словно непорочная девственница. 3 Но я боюсь, что, подобно тому, как змей своею хитростью искусил Еву, ваши умы поддадутся совращению, и вы отклонитесь от безоглядной верности и непорочности, которые положены Христу. 4 Ибо вы с готовностью снисходите к любому, кто придёт к вам и станет проповедовать не того Иисуса, Кого мы проповедовали, и принимаете дух и Евангелие, которые полностью отличаются от Духа и Евангелия, полученных от нас. В таком случае, вы должны быть снисходительны ко мне! 5 Ибо я считаю себя ничуть не ниже этих ваших “сверх-апостолов”.
(Перевод WTBC, 2 Кор 11).

С сожалением констатирую факт, что почти все второе послание к Коринфянам крутится вокруг сбора финансов от Коринфской церкви. В то время как Иисус поднимал и решал возвышенные духовные вопросы, письма апостолов очень часто решают бытовые проблемы. Например с пожертвованиями. Итак, если вы прочитаете письмо, то увидите что Павел рассуждает о своем статусе как апостола именно в связи с противостоянием с другими апостолами и авторитет непосредственно влияет на вопрос власти и получение финансовой помощи от местной общины.

Кто такие “сверх-апостолы”? Нет это не апостолы из числа двенадцати. Павел никогда бы не решился назвать их лже-апостолами, как он делает это в той же главе. Это были скорее другие “апостолы”, которые якобы обладали некими тайными знаниями, могуществом и духовной силой. Они тоже видели видения и получали откровения, о чем намекает Павел. Как мы видим, в то время апостолами назывались многие. Они путешествовали по общинам. Были они и в Коринфской церкви, и их община принимала так же как и Павла. Слово “сверх-апостолы” (ὑπερλίαν ἀποστόλων) встречается только в одном месте в Новом Завете, и похоже, Павел сам придумал это слово, которое состоит из двух разных слов и по смыслу напоминает современное “супер-дупер”. Что известно об этих противниках Павла? Они были евреями. Вероятно они требовали денег за проповедь или выступление в церкви (это нам знакомо). Павел указывает на скандалы, связанные с пребыванием этих апостолов: “Ибо вы снисходительны к тем, кто порабощает вас, кто пользуется вами, кто расставляет вам ловушки, кто возносит себя перед вами, и бьёт вас по лицу.” То есть, кто-то из них даже бил прихожан. Сопоставив все это, в разуме возникает образ ультра-харизматичного проповедника, который дает волю рукоприкладству, не боится скандалов, требует деньги, гордится полученными откровениями, возможно впадает в экстазы и говорит на иных языках. С этой точки зрения понятны слова Павла, что “… вы с готовностью снисходите к любому, кто придёт к вам и станет проповедовать не того Иисуса, Кого мы проповедовали, и принимаете дух и Евангелие, которые полностью отличаются от Духа и Евангелия, полученных от нас”. Образ их “Иисуса”, несомненно, был наполнен силой и властью, дух проповеди был жестким и высокомерным, Евангелие состояло, вероятно, в идее тотального доминирования или материального процветания. Кто знает.

Контр-аргументами Павла было указание на скромность и любовь, на мягкость и терпимость. Он говорил что ничем не уступает этим наглым апостолам в духовных дарах и откровениях. Что он основал Коринфскую церковь. Что есть опасность нравственного разложения. Несомненно это соответствует аутентичному учению Иисуса, который осуждал сребролюбие, гордость и превозношение! Далее Павел говорит, что собирается прийти в Коринфскую церковь в третий раз и… опять напоминает про сбор пожертвований. Суета сует!

Возвращаясь к моим скромным исследовательским попыткам восстановить аутентичное учение Иисуса на основе Его логий в четырех Евангелиях. Я не апостол ни в какой форме. У меня не было откровений, мне неприятно просить денег за свой духовный труд, тем более в церквях. Разумеется, я никого не бил по лицу и никого в общинах не “использовал”. Мне вообще неприятно видеть нечистоплотность и обилие грязных скандалов, связанных с финансами в христианских организациях и общинах. Это все отвратительно выглядит. По этой причине данный пассаж апостола Павла – не обо мне точно.

Попытки христианских консерваторов раскритиковать совершенно искренние, бескорыстные и вполне разумные попытки восстановить аутентичное Евангелие Царства Божьего в понимании Иисуса можно объяснить несколькими факторами. Консерваторы не хотят изменений, не хотят учиться и заново открывать нечто новое в Библии, принципиально не принимают догматических изменений, полагая что до конца света ничего в этом отношении не изменится. Они понимают, что потеряют влияние, власть и даже зарплаты (о ужас) в своих общинах и приходах. Возможно дело не только в этом, а в метафизическом страхе перед Богом, боязнью ошибиться и стать еретиком. А может быть причина – банальное неверие или непонимание. Все это заставляет консерваторов глубоко закапывать в землю свое понимание истины, а заодно и свои лопаты. Однако история и христианство никогда не стоят на месте. Все в мире течет и изменяется. Если Бог открывает нечто новое, и изменения уже видны на горизонте, они неизбежно придут в каждую деноминацию, отдельную общину и к каждому до единого верующему. Неизбежного избежать нельзя.

V.C.Kravitz
2023

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *