fbpx

Философия

Философия – особая форма познания и система знаний об общих характеристиках, понятиях и принципах реальности (бытия), а также бытия человека, об отношении человека и окружающего его мира.

Философия существует в виде различных областей и направлений, которые могут противостоять и дополнять друг друга.Сейчас к философии относят: метафизику, эпистемологию, этику, эстетику, политическую философию и философию науки и так далее.

Учение Иисуса, отраженное в Его личной жизни, так же содержит свои философские основополагающие понятия. На этой странице будут собираться материалы, посвященные этой теме.


Концептуальное христианство

Концептуализм полагает, что “общее” существует в отдельных вещах (in rebus) и обнаруживается в речевых актах.  Соответственно, “общее” находится только в уме познающего субъекта, который дает имена этим понятиям. Вместе с этим, как верующий, я верю в то что, тотальные концепции мироздания находятся в уме Бога-Творца Вселенной. Именно они воплощены в реальность. Создавая, а затем принимая или отвергая различные концепции в своем уме, мы пытаемся понять Бога, принять наиболее близкие Ему концепции. Это есть философское и личностное следование Богу, как ни парадоксально, в постоянных актах личного творчества. Мы снова и снова вкладываем в слова новый смысл, анализируя и синтезируя внутренний и внешний, окружающий мир. Фундаментальный, исходный концепт Вселенной – личность и разум Бога, то есть Его Слово. Однако, внутри этого исходного Слова, разумеется, находятся скрытые идеи и концепции. В виду их бесконечности, познание Бога становится лишь вечным процессом и никогда не может закончиться. 

Библия – это набор слов, за которыми несомненно стоят концепции или идейные конструкции их авторов. Однако для нас это прежде всего слова, которые мы анализируем и создаем свои собственные концепции. О полном совпадении наших концепций и концепций древних авторов не может быть и речи. Даже перечитывая слова самого Иисуса Христа, как живого и воплощенного Слова Бога, мы создаем более или менее далекие от истины идейные конструкции. Чтение Библии по сути представляет собой постоянную перестройку наших личных “универсалий”. Библия – всего лишь одна из многих подсказок, на основании которых нам предоставляется возможность начать и успешно завершить свой личный концептуальный поиск Бога. Библия, как и все церковные доктрины, есть лишь своего рода искусство, знаки и слова которого ведут к истинным концепциям. Этот “майнинг” либо открывает нам новые сокровища, либо, устав от поисков, мы прекращаем всякие усилия, полностью положившись на то, что мы на тот момент достигли.  

Поиск истинных концепций может привести к отвержению отдельных частей Библии, где, к примеру, лишь прослеживается идея еврейского политического и социального патриотического самоутверждения. Очевидно, что идея национальной исключительности любого народа – это ложная концепция. Честный и искренний исследователь несомненно придет к центру всей Библии – личности Иисуса Христа и попытается создать в своем уме концепцию, описывающую личность Сына Бога. 

Концептуальное христианство, которое идет на смену отживающим свой век  формам христианской религии, уже более не будет сфокусировано на верности знакам, символам и обрядам. Оно будет занято поиском идеалов, то есть сильных и самодостаточных концепций, стоящими за Библейскими символами и знаками. Впереди у нас – свободный и молитвенный анализ и синтез Библейских текстов в попытках отсеять незначимое или вредное от истинных бриллиантов вечной истины. Центром концептуального христианства, вершиной этой горы, а точнее вечно сияющим маяком,  несомненно, будет личность и учение Иисуса Христа.


Религия – это тип мировоззрения, основным элементом которого является вера; для него характерно «удвоение», разделение мира на действительный (реальный) и сверхъестественный. При этом силы, управляющие миром, в котором мы живём, находятся именно в сверхъестественном мире.

Считается, что особенностью этого типа мировоззрения является чувственная и образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. По определенным причинам “мифология” и “религия” в некоторых вещах похожи. И прежде всего тем, что они являются догматическими (не требующими доказательств) типами мировоззрения.

Иисус обладал во-первых, религиозным мировоззрением. Он не мог иначе – “Он пришел от Отца”, то есть “свыше”, хотя телесно родился на земле. Иисус упомянул как люди будут жить в мире сверх-материальном. Однако в Его мышлении точно не было МИФОЛОГИЧЕСКИХ воззрений – Он знал, а не верил, что касается устройства мира. Более того, Его разум был вполне практичным – Он работал, затем основал организацию своих последователей, говорил о бизнесе, обществе, природе. Иисус несомненно обладал ФИЛОСОФСКИМ мировоззрением, и даже научным, если принимать во внимание уровень науки в то время. Мировоззрение Иисуса объединяло религиозное и философское сознание, было логичным, обоснованным, рациональным и системным. Однако вопрос веры был для Иисуса значимым – даже достаточно полные и широкие знания вовсе не избавляют человека от необходимости верить.


Нау́чный ме́тод — система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и т. д., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество. Метод этот включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории, на основании которых в свою очередь строится модель изучаемого объекта.

Какие методы познания предлагал Иисус? Определенно, Иисус не противился научному познанию. Иисус предлагал прежде всего религиозное познание как ключ к вечной жизни. Цель науки – изучить мир, однако цель религии – спасти душу ученого вне зависимости от материальных вещей и явлений. Религиозное познание занимается поиском духовных, нравственных ЦЕННОСТЕЙ, которые обязаны быть истинными. (“Познайте истину, и истина сделает вас свободными”). Напрямую с научным познанием оно не связано, однако в контексте человека как физического и духовного существа, религиозное и научное познание (возможно посередине надо поставить философское познание) призваны дополнять друг друга.