fbpx

Евангелие и Второевангелие

Как можно назвать учение Иисуса Христа одним словом? После перебора всех возможных вариантов вы придете к слову “Евангелие”. И действительно это слово употреблял сам Иисус: Он проповедовал “Евангелие Царства Бога”. Проблема возникает в связи с употреблением слова “Евангелие” апостолом Павлом. Павел понимал Евангелие несколько иначе: он уже не делал акцент не на Царстве Бога внутри человека, а на искупительной смерти Иисуса и Его воскресении. Евангелие Павла, (назовем его “Второевангелие”), имеет много общего с Евангелием: это и внутреннее духовное преображение, и плоды Духа, и жизнь в любви без оков религии. Проблема здесь в том, что сам Иисус не учил напрямую о том, что Его смерть на кресте и воскресение будут главными элементами Евангелия: Евангелие Иисуса уже существовало, проповедовалось и являло плоды еще до Голгофы.

Христиане, не замечая этого факта, наделяют Второевангелие авторитетом, равным учению Иисуса. Бог, якобы, сказал нам через Павла то, чего не сказал сам Иисус. Второевангелие возведено на пьедестал и является абсолютной истиной. В письмах Павла, кроме того, просматривается более логики и доказательной риторики: оно более детально и более нам понятно. Неудивительно, что проповедуя Евангелие, христиане, как правило, пользуются выдержками из писем Павла, и только затем приводят слова самого Иисуса. Евангелие, как его проповедовал сам Иисус, к сожалению, еще не до конца понято в христианской среде. Павел выступает для нас в роли “переводчика” Евангелия на общепринятый язык и народные понятия. Хотя всем известно, что любой перевод или пересказ несет в себе частичное искажение первоначального сообщения.

Павел, однако, не только “переводил” слова Иисуса – он позволил себе сделать множество добавлений и говорил о том, что Иисус даже не упоминал. К примеру, идея о “согрешении человечества в Адаме”. Эта идея достаточно органично смотрится в стремлении доказать необходимость всеобщего искупления человечества. И Павел действительно заставил поверить нас, что так оно и было. Проблема лишь в том, что Иисус этому не учил, а возвеличить Павла и уравнять его с Иисусом не позволяет здравый смысл и сам Павел, который явно не считал самого себя Сыном Бога и учителем с неба. Хотя, конечно, Павел намекал на данные ему откровения свыше, это верно. Но даже с учетом этого, вряд ли откровения Павла были больше чем откровения Иисуса, который сотворил нашу планету. Кроме того, в словах Иисуса мы не видим ни единого намека на то, что Его личное учение неполное и Он собирается открыть его целиком лишь через какого-то человека в будущем.

Значит ли все это, что Павел исказил Евангелие? Ответ на этот вопрос не столь очевиден. Дело в том, что Иисус сам поощрял свободное толкование Евангелия среди учеников. Если бы Иисус оставил некий документ, или канон – вопрос был бы решен. Однако никаких документов Иисус не оставил. Апостолы спорили друг с другом в отношении как учить язычников – и в споре побеждали самые искусные. К примеру, тот же Павел, который никогда не следовал за Иисусом при Его жизни, однако уверовал позже. Кажется Иисус изначально допустил свободу мнений в некоторых вопросах и христианство само по себя является птенцом, вывалившимся из гнезда и вынужденным махать крыльями как угодно, лишь бы летать и не падать на землю. И это удалось благодаря Павлу и его великолепной риторике. Он в конце концов совершенно искренне понимал Евангелие по-своему. Каждый из нас, собственно говоря, привносит в понимание учения Христа нечто свое.

Учение Иисуса в его первозданном виде народные массы не поняли бы. Его не понимают даже сейчас. С этой точки зрения миссия Павла была благословением для людей – он принес им “легкое Евангелие”, которого оказалось достаточно для того чтобы вдохновить миллионы людей. В конечном итоге Павел остался верен духу Иисуса Христа и отдал жизнь за Евангелие, как он его понимал. Это гораздо важнее, чем все доктрины и религиозные воззрения. Впереди же нас ожидает возвращение к Евангелию, которое будет вдохновлять и двигать умами и сердцами многих миллиардов людей десятки и сотни тысячи лет. Ведь это учение самого Бога, и в нем обитает сам Дух Иисуса Христа. Все главное еще впереди.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *