Однажды один из иерусалимских фарисеев, уже давно с возмущением следивший за Иисусом и его апостолами, сказал примерно следующее: «Мы замечаем, что ни ты, ни твои апостолы не моете, как следует, руки, перед тем как есть. И Ты знаешь, что есть оскверненными руками – является нарушением нашего закона старейшин Израиля. Вы также не омываете должным образом посуду для питья и еды. Почему вы демонстрируете такое неуважение к традициям отцов и законам старейшин?»
Выслушав его, Иисус ответил примерно следующее (современным языком): «А почему вы нарушаете Божьи заповеди ради установленных вами обычаев? Заповедь гласит: „Почитай отца своего и мать свою“ и требует, чтобы вы, при необходимости, помогали им финансово; вы же утверждаете обычай, позволяющий детям, не выполняющим своего долга, говорить, что деньги, которые могли пойти на помощь родителям, формально были „отданы Богу“.
Это была лазейка в законе Моисея. Термин «корван» обозначает жертву или дар, который обещан или посвящен Богу. В еврейской традиции обет корвана считался священным, и в случае, если человек давал обет, он был обязан его исполнять. Однако со временем этот обычай стали использовать как способ избежать определенных обязательств, включая поддержку родителей. Так закон освобождал хитрых детей от их долга перед родителями.
Иисус утверждал, что обрядовый обычай не должен подменять нравственный закон, и напоминал, что пятая заповедь («почитай отца и мать») важнее обетов, пусть даже обоснование которых можно было найти в более поздних книгах Ветхого Завета. Иисус закончил словами: “Хорошо пророчествовал Исайя о вашем лицемерии, говоря: „Эти люди оказывают мне честь на словах, но сердца их далеки от меня. Тщетно чтут они меня, ибо учения их суть правила, созданные людьми“.
Человек пренебрегающий процедурами омовения считался в глазах иудеев не просто невоспитанным, но нечистым в глазах Бога. Считалось, что человек, приступивший к еде с немытыми руками, одержим бесом “Шибтой”. Одного раввина, забывшего однажды омыть руки, похоронили как отлученного от синагоги. Иисус несомненно был отлучен от синагоги во время Его трехлетнего служения, поскольку Он открыто отрицал подобные обряды. Проблема в том, что указания на ритуальные омытия тела существовали не только в поздних традициях старейшин, но уже в книге Левит. Как мы видим из высказываний Иисуса, Он четко различал что в Библии и традициях “отцов” – истинное Слово Бога, а что – человеческие добавления и редакции. Иисус, вероятно, мыл руки только из гигиенических соображений, а под заповедями Бога понимал только то, что относилось к духовным и моральным ценностям. Например, к любви между детьми и родителями. Для Иисуса суть закона Моисея сводилась к любви, а все остальное было лишним.