Вполне объяснимо почему в современных евангельских церквях на хлебопреломление читают не евангельские тексты, а слова апостола Павла. Причина – разные версии слов Иисуса в изложении евангелистов. Верующие склонились к мнению, что в этом вопросе лучше положиться на Павла. По версии ранних евангелий – Матфея и Марка, Иисус дает сначала хлеб, затем – вино. Этот же порядок присутствует и у Павла. Однако у Луки Иисус дает апостолам сначала одну чашу с вином, затем хлеб, и затем другую чашу.
Павел и Лука, с другой стороны, придерживаются более корректного с точки зрения иудаизма толкования слов Иисуса на Вечере. Они не говорят прямо, что вино – есть буквально кровь Иисуса. Они говорят что чаша есть “Новый Завет в крови”. Причина этому – в иудаизме строго воспрещалось пить кровь. Лука, упоминая две чаши с вином, близок к реальной пасхальной иудейской традиции, в которой присутствовало несколько чаш с вином. Матфей и Марк напротив более прямо утверждают, что вино в чаше – есть буквально кровь Иисуса. Если это был первоначальный замысел этих евангелистов, то, вероятно, здесь мы видим отголоски широко распространенных древних мистерий в Риме и других народах – различные тайные и мистические сообщества всегда предлагали пить кровь сакральной жертвы и есть ее плоть, чтобы получить мистическую жизнь свыше. Собственно, в иудаизме есть мясо жертвы было тоже разрешено, пусть не всем а только священникам. Здесь надо добавить, что Павел и Лука, в отличие от Матфея и Марка, настаивают что Иисус дал апостолам чашу ПОСЛЕ Вечери. Вероятно, это было сделано с целью дать верующим в Иешуа иудеям праздновать еврейскую Пасху как обычно, и в ее конце пить “чашу Нового Завета”. Язычникам, понятное дело, это было не нужно.
Важным вопросом является и нужно ли было есть хлеб и пить вино в качестве воспоминания Иисуса или это было неким сакральным действием? У Павла как хлеб, так и вино – это предметы для “воспоминания” Иисуса. У Луки лишь хлеб служит для воспоминания. У Матфея и Марка вообще нет слова “воспоминание” – там более присутствует некое таинство единения с Иисусом. У Матфея, Марка и Луки есть одна общая деталь – Иисус твердо дает понять, что надо верить в повторение этой вечери на небесах.
Так что же сказал Иисус на самом деле? Надежная версия должна совпадать с Его персональным учением, данным в течение трех лет. Проще всего разобраться с хлебом – Иисус до этого упоминал “насущный хлеб”, провозгласил, что Он есть “Хлеб жизни”. У всех четырех евангелистов Иисус использует хлеб как символ учения, синоним жизни. Стоит ли настаивать на буквальном присутствии тела Иисуса в хлебе? Возможно, не стоит: этот хлеб по словам Иисуса имеет скорее духовную природу. Однако даже если верить в буквальное “преосуществление” – вреда тоже не будет. Иисус на Тайной Вечере просто хотел закрепить в умах учеников эту истину, что жизнь, слова и дела Иисуса есть источник бесконечной жизни, то есть “хлеб жизни”. Воспоминание об Иисусе, то есть “созерцание” Иисуса с этой точки зрения, и есть получение этого духовного “насущного” хлеба.
Вино Иисус так же использовал как символ учения в евангельских рассказах (вино в новых и старых мехах). Вино, возможно, было символом того, что идет в дополнение к главному: к хлебу. Однако как хлеб, так и вино человек употребляет внутрь. Возможно, и хлеб, и вино – примерно об одном и том же – о некоей духовной субстанции, необходимой для внутренней жизни человека и спасения его души. Проблемой может быть как объяснить связь вина с кровью. Как было уже сказано, пить кровь в иудаизме нельзя, и очевидно что если бы Иисус слишком настойчиво настаивал на том, что надо “пить кровь” (не в духовном понимании), то это была бы лишняя причина для ссоры с фарисеями. Хотя мы читаем в евангелии от Иоанна (самом анти-иудейском) прямую цитату “Моя кровь истинно есть питие”. В учении Иисуса не было места ни жертвам, ни какого-то особого значения крови жертв.
Слова “новый завет” в причастии звучат вполне логично. Иисус не один раз предупреждал иудеев, что их договор с Богом будет расторгнут. Учреждение нового ритуала с хлебом и вином действительно выглядит как новый договор с Богом: ученики обязуются помнить Иисуса и хранить Его слова и дела в сердце. Со своей стороны, Бог обещает давать им все нужное для духовной жизни: “хлеб и вино”. По сути, сделав это на праздновании еврейской Пасхи, Иисус одновременно учредил новый ритуал и отменил старый, давая ученикам возможность со временем выйти из древнего и устаревшего иудаизма. В иудаизме заключение договора с Богом не мыслилось без крови. В духе учения Иисуса такой договор надо считать основанным скорее на вере и любви. Так или иначе, древнее общество усвоило и приняло новый обряд Иешуа, данный Им перед смертью и воскресением.
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё.И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
Евангелие от Матфея 26 глава
И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Моё. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
Евангелие от Марка 14 глава
И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
Евангелие от Луки 22 глава
Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас [ломимое]; сие творите в Моё воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание».
1-е послание Коринфянам 11 глава