В разговоре с апостолами Иисус обратился прежде всего к ним персонально, поскольку потратил на них три года своей жизни:
Или будет как с человеком, который, собираясь на чужбину, позвал рабов и вручил им своё состояние. Одному он дал пять талантов, другому — два, третьему — один: каждому по его дарованиям, и уехал. Обладатель пяти талантов пошёл и, пустив их в дело, получил доход в пять талантов. Точно так же получивший два таланта нажил ещё два. А получивший один талант зарыл хозяйские деньги в землю.
Почему одним дается больше талантов чем остальным? Вероятно дело в способностях, чисто природных дарованиях. Человек из благородного семейства или с хорошей наследственностью, очевидно, сможет понять и дать понять другим людям больше, чем простолюдин или скромный представитель среднего класса. Таланты – это несомненно, некие духовные ценности, которыми можно делиться с другими людьми. Все в нашем мире создано для людей. “Пустить таланты в дело” означает проявить эти духовные ценности в нашем мире для других людей. Возможно, так эти духовные таланты передаются от одного человека к другому, словно передающийся огонь, совершенствуя и освещая наш мир.
Когда, согласно притче, хозяин вернулся он похвалил и наградил тех слуг, кто передал свои духовные дарования другим людям. Слуга, который зарыл свой талант в землю, использовал следующие аргументы:
Явился и раб, получивший один талант, и сказал: “Господин! Я знаю, что ты — человек жестокий: пожинаешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал. Из страха перед тобой я зарыл талант твой в землю. Вот, возьми своё!”
Кажется, этот слуга осуждает хозяина за то, что тот не работает сам, а заставляет работать других. Он плохо думает о хозяине, и лишь отдает ему обратно то что ему принадлежит, что, на его взгляд, справедливо и честно: “почему именно я должен распространять эти духовные ценности среди людей, если сам хозяин этих ценностей справился бы с этим гораздо лучше?”.
Хозяин ответил: “Негодный, ленивый раб! Ты ведь знал, что я люблю пожинать, где не сеял, и собирать, где не рассыпал. Ты должен был пустить мои деньги в рост, чтобы, вернувшись, я получил на них прибыль. Заберите у него талант и отдайте обладателю десяти! Ибо кто имеет, тот получит ещё больше и будет иметь в избытке, а у неимущего отнимут и то, что он имеет.
Жесткий ответ хозяина может смутить читателя, однако он лишь подтверждает одну деталь учения Иисуса: для спасения души мало принять духовный дар. Необходимый элемент спасения – рост, общение, динамика развития, что мы делаем с духовным сокровищем внутри нас. Это замысел Бога, именно поэтому он просит нас работать. Весьма возможно что духовная истина в человеке никак не выражается, потому что человек скрывает ее как талант в темной земле. Значит, она для него – бесполезна. Человек лишается этого сокровища, оно отдается другому, а сам недовольный Богом человек, возможно, может потерять и спасение души.