fbpx

Закон Моисея

Учение Иисуса в отношении закона Моисея, на первый взгляд, кажется весьма противоречивым на страницах Евангелий. Исполнял ли Иисус закон Моисея? Что Иисус учил о законе Моисея? Считал ли его важным?

Во-первых, сразу приходят на память текст из Евангелия от Матфея: “кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном”. Евангелие от Луки так же начинается с проявления всяческого уважения к “закону Господнему” и к “святому Иерусалиму”. Там же мы встречаем запоминающийся текст: “Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.” Многие вспоминают слова что “Я послан только к погибшим овцам Израилевым” и как язычница была названа “собакой”. Ну или “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков”.

Неоднозначность отношения Иисуса к закону проявляется в следующих фактах: сама Нагорная проповедь уже являлась нарушением закона Моисея, поскольку там (в законе) есть запрет что-то добавлять к нему. В том же евангелии от Луки Иисус заявил что “Закон и Пророки были до Иоанна. А с Иоанна возвещается Божье Царство и поощрение всем, кто дерзает в него войти.” Возникало ощущение что закон уже отменен или устарел! В Евангелиях ясно сказано что Иисус путешествовал и проповедовал на языческих территориях (Самария, Тир, Сидон, Десятиградие), а не только в Израиле. Иисус публично заявил что никакая еда не может осквернить человека, что возмутило всех исполняющих закон Моисея. Иисус учил что закон противоречив и несовершенен: священники в храме нарушают Субботу совершенно легально, что Давид съел “священные хлебы предложения”. Иисус говорил что в законе есть “главное” – и, следовательно, есть “второстепенное”. Наконец, Иисус открыто лечил людей в Субботу и не особо почитал Иерусалимский Храм – и это привело к тому, что Иисуса обвинили в неисполнении закона Моисея. Ну и наконец, Иисус предупреждал еврейскую нацию что они потеряют статус “избранного”.

При подсчете оказывается, что мест где Иисус пренебрегал значимостью закона Моисея и преданий “старцев” значительно больше чем слов типа “ни одна йота или ни одна черта не прейдет”. Последующие письма апостола Павла (помните слова “Христос – конец закона”?), послание Евреям, и окончательный разрыв с иудаизмом в конце 1-го века являются доказательством, что Иисус делал акцент на принципиально другом учении, а не на законе Моисея. Иисус соблюдал закон Моисея ровно настолько чтобы не быть изгнанным из общества, использовал его в своих проповедях, однако не полагал что он целиком важен для спасения души. Он брал оттуда все, что могло подчеркнуть Его учение и игнорировал остальное: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим … возлюби ближнего твоего, как самого себя – на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.”

В чем же причина подобного противоречия в документах Нового Завета? Проблема, на мой взгляд, состоит в синоптических Евангелиях – они были в ходу до разрушения Иерусалима в 70 году и последующего разрыва с иудаизмом, христиане тешили себя надеждой что Израиль обратится в веру в Иисуса и поэтому три евангелия были написаны для евреев, некоторые слова Иисуса были поняты в угоду Иудаизму и соответствующим образом отредактированы.

К примеру, мы не видим в синоптических евангелиях воскрешения Лазаря – это чудо, вероятно, чрезвычайно раздражало иудеев и оно было убрано. Евангелие от Иоанна, написанное ближе к 100 году н.э. уже лишено всех реверансов в сторону иудаизма, лишены этого в большей или меньшей степени и письма апостолов.

Здесь возникает вопрос: как же мы возьмем на себя смелость определять где слова Иисуса отредактированы, и где нет? Точных критериев действительно нет – однако общая картина становится более ясной, когда мы рассматриваем учение Христа в полном объеме, как они представлены в Евангелиях: тогда мы можем “уловить” дух учения и попытаться определить какие слова Иисуса – нетипичны для Него и могли быть умышленно или невольно отредактированы.

Окончательной ясности в этом вопросе, вероятно, не будет еще долго. Однако это сейчас неважно: главное – начать процесс переосмысления аутентичного вероучения Иисуса!

Вывод: мы ставим выше по значимости либо закон Моисея, либо учение Иисуса… Либо оба, но без возможности следовать им обоим одновременно.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *