Более шестисот лет (!!!) евреи враждовали с самаритянами. Причиной вражды было то что самаритяне попытались воспрепятствовать восстановлению Иерусалима когда евреи вернулись из вавилонского плена. Позднее они оскорбили евреев, оказав дружескую помощь армиям Александра Великого. В ответ на это Александр разрешил самаритянам построить храм на горе Гаризим, где они поклонялись Ягве и заодно своим племенным богам.
Когда Иисус и двенадцать прибыли к колодцу Иакова в Самарии, уставший Иисус остался у колодца, в то время как апостолы отправились принести еду из селения неподалеку. Иисуса хотел пить, но ему было нечем набрать воды. Поэтому когда к колодцу подошла женщина из Сихаря со своим кувшином и приготовилась зачерпнуть воды, Иисус попросил ее: «Дай мне попить».
В те времена для мужчины считалось неприличным таким образом говорить с женщиной, тем более для еврея вступать в разговор с самарянкой. Поэтому женщина спросила Иисуса: «Как же это ты, еврей, просишь у меня, самаритянки, пить?»
Иисус, сразу, надо признать – весьма искусно, переходя к проповеди, ответил: «Я действительно попросил у тебя пить, но если бы ты только могла понять, то сама попросила бы у Меня глоток живой воды». Тогда женщина, не поняв Его правильно, сказала: «Однако, господин, тебе и зачерпнуть нечем, а колодец глубок; где же ты возьмешь эту живую воду?». Под “живой водой” в то время понималась родниковая вода.
Иисус, уже переведший разговор на духовные рельсы, ответил: “Кто пьет эту воду, тот опять захочет пить. Тот же, кто пьет воду, которую Я дам ему, никогда больше не будет мучим жаждой. Вода, которую Я ему дам, станет в нем источником, текущим в вечную жизнь”.
Иисус имел в виду духовную воду – истины Его учения, которые могут быть приняты человеком посредством веры. Женщина опять не поняла духовного смысла слов Иисуса и ответила: “Господин, дай же мне такой воды, чтобы я больше не хотела пить и мне не нужно было приходить сюда за водой”. Если бы она поняла Иисуса правильно – она бы знала то, что ей все равно придется ходить за водой в колодец. Иисус имел в виду воду мистическую, духовную, которую сразу можно было принять верой в Иисуса и Его слова. Проповедь Евангелия Царства Бога включала в себя мгновенный эффект присутствия Духа Бога в разуме и душе: “царство Бога внутри вас”.
Современная проповедь Евангелия включает в себя обязательное требование покаяния в грехах, затем “получение” Духа Бога, затем как правило идет требование присоединения к церкви. Проповедь Иисуса, кажется, включала только момент “получения”, а если быть точнее – то “открытия” Царства Бога внутри себя посредством веры. Современная христианская доктрина предполагает что получение Духа могло стать возможным только после Пятидесятницы – однако Иисус говорил о наличии Царства Бога внутри каждого человека уже во время своей публичной проповеди.
Многие думают что в следующей реплике Иисус заставляет женщину покаяться: «Пойди, позови мужа твоего и приведи его сюда». “У меня нет мужа” – честно ответила женщина. Иисус сказал ей: “Ты права, тот, с кем ты сейчас живешь, не муж тебе”. Ее ответ может означать покаяние, а может и нет – лишь просто исповедание женщины со сложной судьбой – всякое в жизни бывает. Но очевидно, этот вопрос и слова Иисуса привели женщину в чувство – она точно поняла, что перед ней пророк, она точно поняла что речь идет не о воде и не о колодцах. Возможно, этот вопрос Иисус задал именно с этой целью. Формальное покаяние как религиозное требование было ярко выражено в учении Иоанна Крестителя. В учении Иисуса, кажется, вера в Царство Бога внутри автоматически подразумевала признание греховности, несовершенства и вело к раскаянию в грехах. Разве дети могут быть совершенными?
Итак, поняв что перед ней пророк, вместо того чтобы поговорить о своих проблемах, женщина задала ему вопрос, который был камнем раздора между евреями и самарянами: “объясни мне, почему наши отцы поклонялись на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что Богу следует поклоняться в Иерусалиме?”.
Иисус ответил: “Поверь Мне, женщина, настанет такое время, когда вы будете поклоняться Отцу не на этой горе и не в Иерусалиме. Вы, самаряне, и сами толком не знаете, чему вы поклоняетесь, мы же знаем, чему поклоняемся. Но наступит время, и уже наступило, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, потому что именно таких поклонников ищет себе Отец. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине“.
В своем ответе Иисус дал понять что самаряне поклонялись множеству богов, включая Яхве, их религия была наполнена смесью противоречивых верований. На этом фоне евреи с идеей единого Бога, несомненно были ближе к истине. Но главное было не в этом: ни иудеям, ни самарянам вовсе не нужны какие-то особые места или храмы для поклонения! Бог, в согласии с учением Иисуса – вездесущий Дух. Поклоняться Богу человек может в любом месте, лишь бы его разум был наполнен истиной и духом поклонения.
Отношение к храмовым сооружениям Иисуса сыграло немаловажную роль в Иерусалиме. Для каждого иудея храм был святым местом, а Иисус утверждал что истинный храм Бога – нерукотворенный духовный храм истины. В учении Иисуса отпадала надобность в религиозных зданиях, Он делал акцент на единстве с Богом и друг с другом, а не на зданиях и местах. Одним из пунктов обвинений Иисуса на суде у Пилата было нечто подобное “неуважительное отношение к храму”.
Выслушав Иисуса женщина сказала: “Я знаю, что должен прийти Мессия, которого называют Христом; вот когда Он придет, Он нам все и объяснит”. Иисус сказал ей: “Это Я, тот, кто говорит с тобой”.
Это стало первым прямым, уверенным и открытым объявлением своей божественной сущности и сыновства, сделанным Иисусом на земле; оно было сделано не Апостолам, а женщине, самарянке, причем женщине, вплоть до того времени имевшей сомнительную репутацию. Однако, вероятно, Бог видел что эта человеческая душа желала спасения, она желала его искренне и всем сердцем – и поэтому Иисус сказал этой женщине с несчастливой личной жизнью, кто Он есть на самом деле прямо и просто. Видимо не было смысла ходить “вокруг да около”. И она все поняла.