Аудитория Super Bowl в 2024 побила рекорд с тех пор как американцы высадились на Луну. Ну а рекламный ролик “Foot Washing,” He Gets Us о том, как люди моют ноги друг другу, показанный в перерыве игры, сильно оскорбил чувства некоторых консервативных христиан. Видео представляет собой слайд-шоу картинок, созданных либо профессиональным художником, либо искусственным интеллектом (AI) Особенно, я полагаю, с особой жестокостью взорвала сознание консерваторов сцена, где священник моет ноги гею. Я пошел на сайт, который рекламировался в ролике, и на который создатели потратили большое количество денег. Я нашел, что данное движение представляет читателям и зрителям “скромные взгляды смешанной группы поклонников и последователей Иисуса с различными путями веры и жизненным опытом, объединенных общим желанием: вновь открыть и поделиться убедительной историей жизни Иисуса новым способом”. Беглый просмотр содержимого показал, что данный проект нацелен на преодоление межэтнических и культурных барьеров, решения других проблем на основании переосмысления, рефлексии над жизненным примером Иисуса. Ну, собственно, это близко к тому, чем занимаюсь я. Однако создатели сайта достигают молодых зрителей с помощью качественных видео-роликов, а не статей. Ну и здесь нет особого углубления в библейские тексты.
Итак, чем же оскорбил этот ролик американских консерваторов? Даем им слово:
“Если вы хотите быть похожим на Иисуса, обязательно пойдите и помойте ноги другим; однако, вы также должны взять на себя крест и умереть за них тоже. Проблема в том, что если понимать Иисуса только как ‘моральный пример’, то крест всегда забывается. Реклама ‘Он Нас Понимает’ это эхо движения браслетов WWJD (т.е., что бы сделал Иисус) – движение, которое лишило Христа Его жертвенной смерти и сделало Его не более чем образцом и торговцем (peddler) мягких сентиментальных проявлений любви. Таким образом, когда мы делаем Иисуса мягким торговцем благочестивой любви, люди разделяются на два лагеря: тех, кто якобы любит так, как любит Иисус, и тех, кто не любит так, как любит Иисус. Если вы хотите разделения, сделайте то же самое, что рекламирует видео ‘Он Нас Понимает’, показанное на Супер Кубке. Дело в том, что ни один из нас не способен мыть ноги наших соседей с чистым сердцем, не говоря уже о том чтобы пролить за них кровь на кресте, поэтому это Христос должен мыть ноги и проливать кровь за каждого человека, из каждого народа, любого происхождения. Эта реклама – бессмысленная. Невозможно найти мир и единство, когда мы откладываем наши идеологические различия и моем друг другу ноги. Мир и единство приходят, когда наши идеологии распинаются во Христе, и мы находим себя объединенными вместе во Христе и Его Слове. К сожалению, рекламное видео ‘Он Нас Понимает’ создано людьми, которые не понимают Его; они лишают креста Его славы. Иисус не понимает нас: Он проливает кровь и умирает за нас”. “Меня откровенно оскорбило то, что реклама об Иисусе не точно передала доктрину и учения христианства с христианской точки зрения”.
Не стесняясь в выражениях, автор называет “неправильного” Иисуса “торговцем сентиментальной любви”. Как, говорится, прочь сентиментальность! Неужели христианство надо понимать как железное братство с каменным выражением на лицах и с одной мыслью о пролитии крови? А что если христианство, как понимал Его Иисус, гораздо шире и включает ту же сентиментальную любовь там, где она уместна? И почему Иисус нас не понимает? Он ведь вроде и воплотился именно с этой целью – во всем уподобится нам. Он все же нас отлично понимает.
Мне все чаще кажется, что христианский консерватизм на самом деле хронически болеет жестокосердием и искусно скрывает его за рассуждениями о страданиях и смерти Христа. Эти слова, взятые в теологии Павла, психологически создают странный насильственный фон, когда проповедник в своей словесной игре может что угодно “прибить”, “проткнуть”, “продырявить”. Сам Иисус таких слов никогда не использовал. В Его учении многое было основано именно на “слезной” и “сентиментальной” если хотите, любви: покаяние, милосердие, дружба, прощение других людей. Почему надо все это заменять одним “пролитием крови”? Куда девать заповедь Иисуса о любви? Почему консервативные христиане не могут “с чистым сердцем” помыть ноги если придется? Значит ли это они не в состоянии любить? Как, в конце концов, отказываться от идеи, что Иисус действительно является моральным примером для нас, если Он сам лично сказал “любите друг друга как Я любил вас”? Для консерваторов это все слишком высокие требования? И поэтому они, бессильные и ни к чему не годные, находят упование и утешение только в пролитой крови Иисуса?
Консерваторы обеспокоены чтобы Евангелие не стало учением о том, что человек своими силами может стать совершенным, это понятно. Как говорится, на дай Бог, люди последуют за Иисусом и станут поступать как Он просто из желания быть как Он. Это, мол, невозможно и это тупик. Но тогда почему вы, сфокусированные на крови Иисуса и кресте, не можете явить эту любовь и последовать за Иисусом? Почему не являете совершенства и примера уподобления Иисусу: “подражайте мне как я – Христу”? Вероятно, потому что консерваторы не верят в то, что можно помыть ноги человеку чистосердечно. Вот так, просто по человечески умалиться для них невозможно. Это, мол, только Иисусу было под силу. А если кто-то и умоет ноги, и унизит себя как Иисус, то это уже, якобы, будет поводом к разделению христиан на тех, кто похож на Иисуса и кто не похож на Него. Да уж. Мы можем разделиться даже на основании длины женской юбки, а тут еще один повод к разделению. Нехорошо.
Если понимать Иисуса как “моральный пример”, то люди забывают крест – говорят консерваторы. Однако я все чаще замечаю, что если христиане всецело фокусируются на кресте, то многие из них напрочь забывают о живом Иисусе и Его моральном примере. Иногда вообще мораль забывают. “А зачем нам мораль если у нас есть крест”? И возникает вопрос: а нет ли какой-либо золотой середины? Могут ли христиане проповедовать не только крест, но и “сентиментальную любовь”, которая так нужна людям? А что если пойти дальше и объединить крест и любовь чтобы не надо было разделять внимание? Мир и единство приходят не только когда мы что-то там “распинаем”, но и когда мы созидаем и общаемся, разве не так? Вообще многим непонятно “прославление креста”, о котором учил Павел и твердят консерваторы. Создается ощущение, что вот есть Иисус, а вот – Его крест, и надо прославлять Иисуса и крест отдельно. Однако современная теология в итоге объясняет, что прославление креста есть собственно прославление Иисуса, а не воздаяние славы деревянному сооружению, наподобие поклонения идолу. Крест по сути был моральным подвигом Иисуса, и самопожертвование Иисус упоминал часто в своем учении. К сожалению, многие христиане скатываются к пониманию креста в мистическом смысле, когда сама личность Иисуса словно исчезает с креста и на смену сознательному следованию Иисусу приходит эгоистичная идея мистического искупления всего и вся, что нас мучает и терзает. Практика показывает, что пока нет прогресса в следовании Иисусу и духовном росте, терзания и мучения остаются там же где и были до прихода ко кресту.
Возвращаясь к теме мытья ног. Если следовать контексту самого первоначального события, то Иисус вовсе не мыл ноги всем подряд. Он унизил себя не перед всеми, а только перед теми, кто Его любил и следовал Ему. Если я захочу помыть ноги первому встречному, это может быть истолковано превратно. С этой точки зрения призывы “левых” христиан надо рассматривать как недальновидные и достаточно инфантильные. Среди людей много “псов” и “свиней”, которые растопчут любые цветы и подарки. Такова жизнь, увы. Однако как левые, или либеральные, так и правые и консервативные христиане действуют из лучших побуждений. И все попытки сделать что-то во имя Бога левыми и правыми напоминают ходьбу левой и правой ногой. Когда теряют смысл проповеди типа “грешник в руках разгневанного Бога”, на смену им приходят проповедники в розовых очках и попытки мыть ноги и дарить цветы. Затем происходит возврат к теме греховности. И так далее до бесконечности. Часто правую ногу оскорбляет то, что левая нога двигается неправильно и наоборот. Вот так, вероятно, совершенствуясь шаг за шагом, мы и следуем за Иисусом в мир бесконечной жизни.