Когда Иисуса привели к Понтию Пилату, первым делом Пилат спросил еврейских начальников об официальных обвинениях, предъявленных Иисусу. Ему подали список из трех обвинений: совращение народа, неуплата налогов и провозглашение самого себя царем иудеев. В течение всей ночи Синедрион пытался найти доказательства какой-либо вины Иисуса и не нашел. Пилату не составило труда быстро понять, что все эти обвинения – липовые. Для того, чтобы прояснить ситуацию, он вывел Иисуса в отдельную комнату, где задал несколько вопросов. Евангелист Иоанн передает диалог Иисуса и Пилата только в отношении третьего пункта обвинений:
Тогда Пилат возвратился во дворец, призвал Иисуса и спросил Его: “Ты — Царь Иудейский?” Иисус ответил: “Ты это от себя говоришь, или тебе другие сказали это?”. Пилат ответил: “Разве я иудей? Твои соплеменники и первосвященники привели Тебя ко мне. Что же такое Ты совершил?”
Иисус ответил: “Царство Мое не от мира сего. Если бы оно было от мира сего, то слуги Мои сражались бы, чтобы Я не был передан иудеям. Но ныне Царство Моё не отсюда”. “Так, значит, Ты всё-таки Царь?”, — спросил тогда Пилат.
Иисус ответил: “Ты говоришь, что Я Царь. Я был рождён для одного и послан в мир для одного: свидетельствовать истину. Каждый, кто на стороне истины, прислушивается к Моему голосу”. Пилат спросил: “Что такое истина?” Спросив это, он снова вышел к иудеям и сказал им: “Я не нахожу за Ним никакой вины.
Иисус задал встречный вопрос Пилату (“от себя ли задаешь вопрос”) с целью выяснить хочет ли Пилат поговорить о духовных вопросах. Когда Пилат пояснил, что лишь разбирается в уголовном деле и невольно выдал свою неприязнь к евреям, Иисус дал свои комментарии в отношении третьего обвинения. Царство Бога – территория духовных убеждений, ценностей и добродетелей. Согласно учению Иисуса, оно находится внутри людей, однако в социальную или политическую сферу оно пока не пришло. Иисус в разговоре с Пилатом согласился принять титул духовного царя, каковым Он и был, однако пояснил, что подданные Его царства понимают только язык истины. Пилат скептически отнесся к слову “истина”.
Иисус учил, что Царство Бога не придет видимым образом, и образ сражающихся в битвах христиан – точно не факт наступления Царства Бога. Царство Бога в учении Иисуса уже внутри поверивших людей, однако для него займет большое время “выбраться наружу”, в социальную жизнь. Царство Иешуа распространяется медленно, в течение жизни многих поколений, посредством постепенного изменения человеческих верований и убеждений. Царство Бога в этом отношении похоже на растение. С этой точки зрения, вряд ли будет иметь место “оккупация” Земли “небесными войсками”. Дело в том, что все процессы в растении – запланированы и обязательно произойдут со временем сами собой. Помощь свыше приходит с неба когда человечество готово к ней. Во время жизни и служения Иисуса это время, очевидно, не пришло. И в наше время, похоже, ситуация та же: пока слишком рано.
Пилат заявил евреям, что он считает, что Иисус не называл себя царем, не уклонялся от уплаты налогов и не учил никого уклоняться от них, и, наконец, если Он учил об истине, то о каком развращении народа могла идти речь? Пилат даже приказал бить Иисуса плетьми и собрался отпустить Его. Иудеи не возразили по существу дела. Они просто… пригрозили пожаловаться на Пилата императору. И тогда Пилат сдался. Иисус был лишен справедливого суда, и без вины был казнен на кресте.