“Входите через узкие ворота. Путь, ведущий к погибели, широк, ворота просторны, и многие идут по этому пути. Ворота же и путь, ведущие к жизни, узки, и лишь немногие находят их”.
Вход в Царство Бога, расположенное на территории разума и сердца, открыт для каждого человека посредством одной веры и единственного, искреннего акта воли. Однако в словах Иисуса ярко выражена мысль о некоторой трудности, узости и самоограничении в достижении этого внутреннего Царства. Здесь же можно вспомнить слова Иисуса о “бремени” (хомуте), которое нужно возложить на шею. Что это за самоограничение? Следование церковной дисциплине? Или нечто иное? Люди не любят подобной тесноты и узости. Страх попасть в секту иногда раздувается до представления, что сам Бог хочет затащить человека в какую-нибудь религиозную секту.
Широкий путь, о котором говорил Иисус, очевидно является путем исполнения лишь собственных желаний, самореализации в согласии с собственным пониманием смысла жизни. По этому пути, несомненно, идет подавляющее число людей в согласии со своей свободой выбора. Им кажется, что отказ от исполнения своих желаний и тотальное посвящение жизни Богу идентично потере собственного “я” и своей самореализации. Иначе говоря, большинство людей ошибочно считает что это есть “смерть личности”. Хотя на деле все кончается внутренней пустотой, которой оказывается заполнено “я” человека, который посвятил жизнь исключительно себе самому. Эго сохраняется, а смысл существования теряется.
Иисус говорил что некоторые захотят войти в эту дверь. Смысл жизни состоит, в итоге, посвящении себя какому-либо абсолютному идеалу: толковые люди это понимают. Итак, большинство попросту не захочет искать эту таинственную “белую дверь”. Некоторые найдут, увидят, но не смогут войти из-за страха потерять самого себя. Многие люди думают, что их “эго” намертво застрянет в этой узкой двери. У некоторых это действительно и происходит. Однако этот страх в итоге напрасный – смелый отказ от своего “я” в данном случае вовсе не приведет к смерти личности. “Хомут” Иисуса (безвозвратное посвящение своей жизни Богу) гарантирует сохранение личности и приносит глубокий покой и радость.
Иисус заявлял, что Он сам является этой дверью: иными словами человек забывает о себе в попытках достичь высочайший идеал личности, который когда-либо существовал. Ученик Иисуса на время хоронит свое “эго”, чтобы со временем оно было воскрешено в вечном мире, где оно сможет самореализовываться действительно эффективно и безопасно, а не так, как в нашем материальном мире. Это значит, все религиозное наследие, которое напрямую не относится к Иисусу, может вовсе не являться вратами в Царство Бога. Тесный путь не связан с доктринами и уставом церкви, он связан с нахождением общего языка с Иисусом, с беззаветной любовью к Нему и усвоением Его божественных принципов. Это действительно глубоко личный и интимный вопрос. Тесный и подчас мучительный путь честного диалога с самим собой (со своим “эго”) и с Богом.