fbpx

КОСМИЧЕСКИЙ ХРИСТОС

Что значат слова “Космический Христос”? Или “Вселенский Христос”? Не надо пугаться: это то, что понимал апостолы Петр, Павел и Иоанн под словами “Прославленный Христос”, “пребывающий одесную Отца”, “прежде нежели был Авраам, Я есмь”. В человеческом сознании всегда была и будет тенденция сделать Иисуса чуточку понятнее, умалить Его до уровня “Сына Давида” или еврейского Мессии. На самом деле Иисус больше чем “Сын Давида”, больше чем понимаемый в контексте иудаизма “Мессия”.  “Космический Христос” понимается следующим образом: представьте себе бесконечное число лет назад от рождения Иисуса на Земле. Затем представьте бесконечное число лет вперед, так что вы окажетесь посередине этого бесконечного круга или цикла. Так вот, Христос живет и существует все это бесконечное число лет вперед и назад. В масштабе бесконечности наша планета и все события на ней становятся крошечными и едва различимыми.

Религиозное сознание всегда ограничено священными книгами, которыми оно сформировано. Это полезно и необходимо в контексте моральных ценностей, которые Бог так или иначе пытается дать и объяснить человеку. Однако взирая на бесконечную Вселенную с бесчисленным количеством звезд и тайн, кто из людей может претендовать на полное знание Космоса, Вселенной, которую сотворил Бог? В священных книгах много чего не написано. Чем был занят Христос, Сын Бога, бесконечное число лет до сотворения планеты Земля? Мы не знаем. Чем будет Он занят бесконечное число лет после исчезновения нашей планеты? Можно только гадать. Самое вероятное предположение, что, судя по количеству звезд на ночном небе, у Него будет все так же очень много дел. 

Иисус Христос и Его личное Учение – вселенское, космическое, глобальное и всеохватное. Более узкое мышление все еще мыслит в координатах Израиля как избранного народа. К примеру, библейское мышление утверждает что мы созданы из праха. А космическое мышление утверждает что мы и все вокруг состоит из космической пыли звезд. Что есть наш дом? Родовое гнездо? Палестина? Планета Земля или бесконечный Космос? Расширенный разум отвечает: космос. Богословие рано или поздно должно будет выйти из иудейских формул на вселенский, универсальный общечеловеческий уровень, о котором говорил Иисус. На Земле нет ничего вечного. Нет вечных людей, нет вечных народов. Все народы как и люди рождаются и исчезают. В один прекрасный день народ Израиля просто исчезнет. Национальность такая исчезнет. Так же как и появилась много веков назад. Неужели план Бога состоит в том, что человечество должно вечно перечитывать Танах и вспоминать древние времена, затерянные посреди Вечности? Иисус открыл нам Вечное Евангелие, пришло время переключить свое внимание на него. Учение Иисуса и есть есть Вечное Евангелие, универсальное и космическое по охвату. 

Израиль действительно был некогда избран среди народов. Иисус появился именно среди него. Однако в контексте бесконечности, это лишь одно из обещаний Бога одному из народов. Наверняка были и будут другие обещания Бога другим народам. Израиль не единственный в контексте бесконечности. Один из пророков в Танахе пытался донести эту мысль: это пророк Амос. Он говорил так: “Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской, и Филистимлян — из Кафтора, и Арамлян — из Кира?”.

Консервативное религиозное сознание сразу задает вопрос: “значит ли это что Израиль не нужен, Ветхий Завет не нужен, Павел не нужен? Не есть ли это все проповедь вечного “гностического Иисуса” без предыстории, без метанарратива, без корней? Можно ли вообще без истории понять Иисуса? Без Адама и Евы, без Исхода, без плена в Вавилоне?”. А раз так, то всем разумным существам во Вселенной ради спасения души все же стоит рассказать про еврейский язык и Пасху.

Ответ на вопрос об “исторических корнях” вечного Сына Божьего состоит в следующем: Космический, Вселенский Христос (каковым Он и является) не рожден в конкретном историческом контексте, Он пришел к нам со своим учением из Вечности. Основы этого учения о вечных духовных ценностях мы можем найти в канонических Евангелиях. Вот один пример для ясности: “блаженны чистые сердцем потому что они увидят Бога”. Эта фраза универсальная, космическая, вселенская. Где бы мы ее не сказали – ее поймут. Буддист в Китае, бедуин в Аравии или поклонник футбола в Бразилии. Через сто тысяч лет поймут. А вот “священную историю” Израиля вряд ли поймут. Да и нужно ли идти к Богу путями древних народов? Не лучше ли отправиться на поиски Бога из своего культурного контекста, такими какими мы являемся на сегодняшний день? Неужели для подобного духовного путешествия надо обязательно превращаться в древнего еврея? 

Библия нам несомненно нужна, Павел нужен, Ветхий Завет нужен. Не так как хлеб или вода, а как приносящие пользу, назидательные. Апостол Павел кстати вполне резонно ссылался на Библию как на чрезвычайно полезную вещь. Однако сама по себе Библия и ее чтение нас не спасает. Библия есть попытка толкования Вселенской Истины, выраженной в учении Иисуса. Приоритеты должны быть расставлены верно: Бог породил Израиль и Библию, а не наоборот. Исчезнет Израиль, исчезнет даже Библия – Бог останется. Останется учение Иисуса. Потому что это фундамент Вселенной. Поэтому Истину уже можно и нужно объяснять без привязки к истории Израиля. Иисуса можно понять без Исхода, Адама, без еврейского нарратива и так далее. Возможно в прошлом это было понять легче, основываясь на солидном теологическом багаже еврейской нации. Но сегодня, неужели заповедь о любви к ближнему нам надо начинать с рассказа об исходе из Египта? Резоннее постулировать эту заповедь по одной единственной причине: Сын Бога, явившийся нам из абсолютной Вечности, объявил что так должно быть. 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *