Библия содержит тексты, которые разнятся по авторитету и значимости. К примеру, десять заповедей, данных на Синае (книга Исход), гораздо более значимы, чем Песнь Песней Соломона. Даже если некоторые верующие утверждают что это не так, и что каждое слово в Библии одинаково значимо. Чтобы доказать это, даже не стоит утруждать себя и сопоставлять различные тексты. Кстати, сама Библия говорит о “драгоценном и ничтожном”, “старом и новом”.
Абсолютным приоритетом для христиан в Библии должен быть Новый Завет. Новое, согласно самой логике, более важно чем старое. Старое должно уступить место новому, иначе быть не может. По идее именно четыре Евангелия должны быть в центре внимания учеников Христа. А в них первостепенное – учение Иисуса, как исходящее от самого Бога. Буквально от самого Бога. Однако, к сожалению, христиане чтут и письма учеников и последователей Иисуса тоже: Павла, Петра, Иоанна как исходящие от Бога. Теория “инспирации” авторов Библии ошибочно уравняла значимость всех слов и идей в Священных Писаниях. Согласно данной теории, слова Иисуса и той же книги Песнь Песней, одинаково важны, что конечно же, не так.
Если внимательно присмотреться, то окажется, что и в учении Иисуса не все Его высказывания одинаково важны. Там тоже есть приоритет и иерархия. Есть слова, которые Его вынудили произнести: к примеру о браке и разводе. Ему задали вопрос, и Он был вынужден ответить. Или слова о судьбе Иерусалима. Есть Его слова, обращенные только к апостолам. Например, к Петру, который совершил ряд ошибок и неправильных поступков. Эти слова тоже несомненно, есть слова Бога, однако они адресованы Петру в конкретной жизненной ситуации, и для современных читателей на самом деле они не всегда очень значимы.
Самые важные слова Иисуса те, которые Он намеренно, независимо и последовательно использовал в своей проповеди. Это слова, несущие вечный и непреложный смысл в течение долгих тысячелетий. Точнее, всегда, в течении всей вечности. Это так называемое “Евангелие Царства Божьего”. Оно состоит в требовании веры, рождения свыше, вхождении в Царство Бога (вспомним притчи, объясняющие данный процесс), указание на обязательный духовный рост и любовь. Наконец в своем учении Иисус обещал воскресение и вечную жизнь после физической смерти. Именно эти слова обладают наивысшим приоритетом как сообщение, которое намеревался донести до нас сам Бог через своего Сына. Это то самое абсолютное, непогрешимое, вечное Евангелие. Все остальное в Библии – полезные комментарии к этому Евангелию.
Как ни парадоксально, с точки зрения значимости, приоритетности логий Xриста, слова о омовении ног, водном крещении и причастии – второстепенные по сравнению с ядром Евангелия Царства. Логически это вполне объяснимо: невозрожденные и неверующие люди вполне могут формально исполнить все эти обряды и ничего это им не даст. Потому, например, что они намеренно гордятся, отвергают любовь в пользу мести или на самом деле не верят в Евангелие. Иными словами, например, заповедь причастия оставлена Иисусом только для своих истинных возрожденных учеников. Да и то ради “воспоминания” Иисуса, Его личности и учения, хотя духовное единство было гарантировано Иисусом без всяких обрядов. Очевидно что Иисус оставил заповедь Причастия как полезный обряд, отражающий духовную реальность. Сам по себе обряд Причастия, без необходимой связи с духовным единением, по сути является лишь одним из тысяч религиозных обрядов.
Какая фраза или фразы самые значимые в учении Христа? Можно гадать, конечно, со своей человеческой точки зрения. Вот скромная версия автора данной статьи. На первом месте идет идея и многочисленные упоминания Небесного Отца. Иисус указывал нам на идею отцовства Бога. С точки зрения космологии, это основа Евангельского спасения. Отец никогда не будет препятствовать спасению своих детей. Напротив, Он всячески помогает людям, ищущим спасения. На втором месте в учении Христа по значимости идет идея любви. С практической точки зрения духовное совершенство измеряется только способностью любить, а несовершенство – неспособностью или отказа любить Бога и людей. Ну и на третьем месте идет идея чистоты сердца или разума (Блаженны чистые сердцем). С точки зрения мышления, внутреннего мировоззрения подобная чистота разума есть признак духовного роста и совершенствования. Мудрость и интеллектуальный рост есть следствие ничем не замутненного духовного, возвышенного сознания человека.
Следуя логике значимости, приоритетности библейских идей и идей, высказанных лично Иисусом, мы приходим к единственной концепции, которую можно назвать абсолютной, верховной, центральной. Выше нее для людей ничего нет. Все заключено в личности Иисуса. Все Его учение, спасение, возрождение, рост и все остальное заключено в Иисусе, чья духовная вездесущая личность может передать все это сокровище любому человеку. Однако при одном условии. Все христиане знакомы с фразой “придите к Иисусу”. К сожалению, вместо исполнения данного простого требования люди приходят к церкви, к священству, к таинствам, к святыням, к чему угодно только не к реальной личности Иисуса. Представим себе что человек робко заходит в комнату, где его ждет Иисус. Допустим так или иначе сказаны первые слова в диалоге. Достаточно ли этого? Значит ли это что человек почерпнул из “источника благодати“ и может быть свободен? Нет. Этого мало. Человек должен каждый день должен заходить в эту же самую комнату и без конца общаться. Изменяться. Дружить. Задавать вопросы. Открываться. Личность Иисуса невероятно огромна, непостижима. И как оказывается, это и есть тесные врата. Многие не в состоянии принять личность Иисуса, такой какая она есть, а точнее личность самого Бога. Бог именно поэтому ищет любви. Именно любовь позволяет продолжать общение и под руководством Бога получить необходимые для получения вечной жизни изменения. Именно данное таинство духовного персонального общения с Иисусом и является “солнцем”, источником света и жизни. Все слова и понятия в учении Иисуса ведут к данному духовному роднику живой воды. Иисус это единственная дверь к Богу. И, как мы видим, это живая дверь, которая сама решает, открываться перед вами или нет.
V.C.Kravitz
2024