Во время Тайной Вечери Иисус встал с главного места, разделся до пояса, взял таз, полотенце и кувшин с водой и пошел умывать ноги своим ученикам. Даже сегодня “большие начальники” не могут себе позволить унизить себя до подобного уровня. В то время это было поистине немыслимо – религиозный учитель должен был вести себя так, чтобы подчеркнуть свое превосходство над окружающими. Синоптические евангелия, видимо, чтобы не “преуменьшать” значимость Иисуса Христа, пропускают эту сцену во время последнего ужина с учениками. Ее упоминает только евангелист Иоанн.
Когда Иисус подошел к Петру, который был по какой-то причине первым в очереди, между ними состоялся интересный диалог:
И так, подходит Он к Симону Петру, а тот говорит Ему: Господи, Тебе ли мыть ноги мои? В ответ Иисус сказал ему: сейчас ты не догадываешься о том, что Я делаю, но после поймешь это. Петр говорит Ему: да не будет того вовеки, чтобы Ты мыл ноги мои! Иисус же ответил ему: если Я не омою тебя, ты не достоин быть рядом со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи, тогда не только ноги омой мне, но и руки, и голову. Иисус говорит ему: омытому если и нужно что омыть, то только ноги, ибо он весь чист;
Петр не может взять в толк зачем Иисус так унижается перед всеми и ним. Он даже отказывается от того, чтобы Учитель мыл ему ноги, однако как только Иисус пригрозил последствиями – Петр смирился, и, в свойственной ему пылкости, попросил омыть всего с головы до ног. Однако Иисус сказал что “чистому человеку” нужно лишь умыть ноги. В то время в Палестине обувь была открытой, и, придя с улицы, любой человек имел пыль и грязь на ногах, хотя сам мог быть относительно чистым.
Когда Иисус омыл ноги своим ученикам, которые буквально недавно выясняли, кто из них больше, и вернулся на главное место, Он сказал следующее:
“знаете ли вы, что такое Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно делаете, ибо так оно и есть. Итак, если Я, Господь и Учитель, омыл вам ноги, то и вы должны омывать ноги друг другу. Я подал вам пример, чтобы вы относились друг к другу так же, как и Я отношусь к вам. Уверяю вас: раб не более значителен, чем господин его, и посланник не более значителен, чем тот, кто послал его.”
Иисус унизил себя не только для того чтобы дать отвлеченный и высокий пример. Слова о том, что “посланник не более значителен чем господин” означают что если апостолы не следовали этому примеру, они, по сути, лишались звания апостолов. Отныне Иисус обязал своих апостолов намеренно унижаться перед другими людьми. Именно этот элемент своего учения Иисус решил облечь в форму столь шокирующего урока. Этот приказ Иисуса (унижение) до сих пор явно или неявно нарушается в церковных кругах всех конфессий. Людям до сих пор тяжело исполнить это. Исходя из сказанного, в отношении Царства Бога на небе можно предположить следующее: самый гордый и надменный человек занимает там самое незначительное социальное положение. Самый большой начальник, соответственно, будет наиболее добрым, приветливым и заботливым. Однако, вопрос может быть поставлен иначе: может ли спастись человек, который сознательно отказывается унизить себя перед другими?