fbpx

Теология

Богосло́вие, или теоло́гия (греч. θεολογία от греч. θεός «Бог» + греч. λόγος «слово; учение, наука») — систематическое изложение и истолкование религиозного учения и догматов. Учение Иисуса не может быть понято лишь с теологическойточки зрения – оно предназначено для практического познания. Однако некоторые принципы в учении Иисуса имеют догматическое содержание и могут быть высказаны в богословском пространстве. Страница будет содержать некоторые материалы по теме.


Великое Возвращение к Иисусу

Недавно услышал утверждение, что Иисус проповедовал рыбакам, низшим слоям. Апостол Павел проповедовал образованным слоям населения. Соответственно, язык Павла более совершенен, более возвышен. Он, якобы, рассуждает “не касаясь земли”. Возьмем для примера начало послания к Ефесянам.

С другой стороны христиане вполне благоразумно считают что Павел “ниже по рангу и статусу” чем Иисус. Однако, противоречивость данного мышления в том, что стиль, аргументация и риторика Павла ставятся на ступень выше чем учение Иисуса. Как возможно, чтобы Творец вселенной объяснял людям некие истины, делая это менее эффективно нежели Его апостол? Если предположить, что Иисус отлично объяснял Евангелие для рыбаков на их “деревенском” языке – то почему не объяснил Евангелие для интеллектуалов? И здесь христиане опять приходят к идее, что Иисус доверил это дело Павлу. Риторика Павла превзошла по качеству учение Иисуса? Ученику было дано сказать то, чего сам Учитель не говорил? Однако, опять же, не значит ли это возвышение Павла до уровня Христа?

На деле все обстоит проще. Учение Иисуса никто не мог превзойти в принципе, поскольку Он больше чем человек. Это верно, что люди запомнили и записали наиболее простые логии Иисуса – притчи, единичные выражения. Иисус абсолютно точно беседовал с греками (неевреями, Ин 20,12), среди которых были разные люди – образованные и необразованные. Чему Он их учил? Ядро учения оставалось тем же самым – Иисус не мог быть противоречив. Возможно Иисус говорил иногда на языке греческой философии, иногда на языке научных представлений того времени, однако суть Евангелия Царства Бога не менялась: Царство Бога находится внутри каждого человека, человек растет в духе подобно растению, этот внутренний процесс ведет к единству с Богом.

Апостол Павел не следовал Иисусу во время Его жизни. Павел открыл Евангелие для себя позже со слов других учеников и стал великим евангелистом. Однако проблема в том что Павел был не единственным, кто понимал Евангелие по-своему. После ухода Иисуса учение Иисуса словно рассыпалось на различные осколки. Как и бывает с каждым великим учением, люди начали приспосабливать и видоизменять его с целью сделать более доступным для большинства. Цветистый язык Павла в посланиях – всего лишь дань времени, стилизация с целью произвести впечатление и донести истину. Иногда Павел оговаривал тот факт, что не имел конкретных указаний чему учить. Иногда Павел добавлял то, что никогда не являлось частью Евангелия – к примеру, указания о женских головных уборах.

Современное христианство неохотно будет расставаться с идеей что “учение Павла есть учение самого Христа”. Ведь придется вновь разбираться, возвращаться к истокам. Определять где Павел соответствует Иисусу, а где нет. Это трудно, к тому же достаточно страшновато – верующие на первых порах будут чувствовать, что “колеблются сами основания” исторически сложившегося христианства. Кроме того, возможна и сильная оппозиция – многие не захотят признавать, что неверно понимали суть христианства, суть учения Иисуса.


Искупление. Когда Иисус говорил о том чтобы “отдать душу, жизнь” как “выкуп” – Он говорил об умалении в служении прежде всего. Это единственное место о “выкупе” в учении Иисуса. Здесь нет упоминания о “примирении”, “умилостивлении”, “замещении”: все это элементы учения апостолов. Однако слово “выкуп” действительно присутствовало.

Выкуп есть вопрос цены. Кому платить? Не Богу и не Дьяволу: Бог не нуждается в “оплате” за грехи, поскольку может прощать безвозмездно. Безвозмездное прощение вовсе не “разрушает” порядок мироздания, как не нарушает закон помилование президентов. Бог имеет возможность наказывать людей другими способами: с целью научить и исправить. Дявол никогда не обладал полнотой власти на земле и тем более на небе, это лишь один из падших ангелов.

Выкуп, цена, о которой говорил Иисус – это, возможно, цена света, который добровольно проник в густую тьму. Иисус заплатил за проповедь ценой своей жизни – следовательно, “злой хозяин” – это само человечество, которое держит само себя в ранских кандалах, порочное или греховное общественное сознание. Именно после смерти Иисуса первые христиане осознали как порочно то общество, в котором они живут. Именно после Голгофы возник новый тип общественного сознания, и старый был окончательно отвергнут. Иисус принес Себя в жертву ни Богу, ни дьяволу, а человечеству – с целью его прозрения в будущем.

В контексте учения Иисуса прощение Небесного Отца – это стопроцентная гарантия. В данном случае не нужно никаких жертв – все люди – это дети Бога, Бог слишком великодушен чтобы быть “оскорбленным” ничтожными земными созданиями на затерянной планете. Отец не должен “покупать” возможность примирения со своими детьми – Бог уже есть абсолютный мир и безусловная любовь. Жизнь и учение Иисуса – это поток света свыше, и этот свет должен был пробудить разум Его последователей и начать процесс их внутреннего роста. Учение Иисуса вовсе не утверждает что наши земные грехи должны быть возложены на кого-то другого. Небесный Отец простит их или накажет за них на земле – однако дело не в них, а в том, готовы ли мы впредь не грешить. В учении Иисуса спасение – это не прощение грехов, а добровольная святость человека, осознающего себя сыном или дочерью Бога.


Сотериология (учение о спасении) посвящена решению двух основных вопросов: конечная цель, достижение которой и будет спасением и способы её достижения.

Религии, которые рассматривают человека как тело и душу в едином комплексе (например, иудаизм, христианство, ислам, зороастризм), учат духовно-телесному спасению: воскресению, загробной жизни и так далее. С другой стороны, религии, которые рассматривают тело как помеху спасению, как тюрьму для духа или души (в частности, буддизм, манихейство, гностицизм, индуизм), учат спасению как освобождению от материального мира, преодолению желаний и страстей, или прерыванию “бесконечной череды нежелательных перерождений”. Учение Иисуса как таковое не противопоставляет человеческое тело душе, не наделяет тело негативной характеристикой (в отличие от Павла). Иисус однажды сказал что тело “не имеет [особого] значения”. В учении Иисуса нет “смертельной схватки” со своим телом. Однако, с другой стороны, Иисус не учил о спасении физического тела, а лишь только души. Ему вторит и апостол Павел, который утверждал что душам даются на небе “новые тела”.