В один из дней Иисус обращался с проповедью к своим апостолам и ученикам в переполненном народом доме. Его мать и братья пришли к дому и захотели срочно поговорить с Иисусом. Авторы канонических Евангелий утверждали что во время служения Иисуса семья Иисуса не поддержала Его: “они не верили в Него”. На фоне бесконечным столкновений с раввинами из Иерусалима, Мария и ее остальные дети, видимо поддавшись на уговоры раввинов, решили что Иисус “не в себе”. Возможно именно это и было причиной почему Мария решила нанести срочный визит: “чтобы забрать Его” домой.
Мария и ее сыновья дали знать через людей, что они стоят снаружи и хотят поговорить. Судя по всему, проповедь Иисуса прервали на полуслове: евангелисты Марк и Матфей упоминают этот случай в одном и том же контексте: когда Иисус говорил о знамениях, нечистых духах и “хуле на Святого Духа”. Если бы Иисус в тот момент молчал – не было бы и толпы вокруг дома. Возможно, в этом случае Мария бы смогла беспрепятственно подойти к Иисусу. И здесь словно повторялась ситуация с тринадцатилетним Иешуа в храме: тогда Мария тоже прервала Его общение с людьми. Однако в этот раз Иисус не стал бросать свои дела и прерывать обучение. Он во всеуслышание заявил:
“Кто матерь Моя и братья Мои? И обведя взглядом сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь”.
Значили ли эти слова выражение неуважения к родителям? Не слишком ли был Иисус суров к своей родной матери? Ответ заключается в том, что Мария и Его братья в данный момент мешали служению Иисуса. Иисус наверняка снабжал свою семью и мать финансовыми средствами и уважал ее, однако наверняка не хотел чтобы мешали Его планам и проповедям. Может быть Иисус должен был пойти на беседу к матери незамедлительно? Может быть и самой Марии в свою очередь надо было проявить уважение к своему старшему сыну и дать Ему возможность закончить наставление. Слова Иисуса буквально значили что у Него нет матери и братьев, а есть Его ученики и последователи. Эту идею Иисус высказывал неоднократно – духовное родство значимей чем родство по крови. Однако это вовсе не означало что Иисус не хотел говорить с родными братьями и матерью. Возможно, Он планировал выйти и поговорить с ними немного позже, когда закончит наставление. Однако очевидно, что если Мария услышала эти слова Иисуса, то она испытала весьма болезненные чувства.
Есть версия, что евангелист Лука приводит слова одной женщины “благословенна женщина, родившая тебя и вырастившая Тебя!” в том же доме и в тот же момент. В Евангелии от Луки эти слова звучат в контексте тех же слов о нечистых духах, как у Марка и Матфея. Они действительно звучат как защита Марии и призыв почитать свою мать. Иисус несомненно уважал свою мать, но все же четко дал понять, что духовное важнее чем “плотское”: что блаженны те, кто слушают Слово Бога и имеют решимость повиноваться Ему: “Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его!”. Иисус не мог принести в жертву Марии все свое служение, всю свою миссию. Уважение к матери имело место, однако имело место и неверие Марии в слова ее собственного сына. В конце концов, она думала что Иисус “не в себе”!!! В этом контексте слова Иисуса, не будучи оскорбительными, лишь подтверждают и другие похожие мысли в Его учении: на первом месте Бог, на остальных – все остальное.