“Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите, царствие в небе! – тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно – в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас”. (Евангелие от Фомы, 2)
Истинное, настоящее Евангелие – это аутентичное учение Иисуса, которое все ученики понимали по своему, включая Петра, Иоанна, Павла и так далее. Автор Евангелия от Фомы достаточно любопытно передает элемент учения Иисуса о местонахождении Царства Бога. Иисус, согласно синоптическим Евангелиям, учил, что Царство Бога – внутри, и что оно не придет видимым образом. Однако из других мест можно косвенно заключить, что где-то существует “внешнее” Царство Бога, которое однажды все же придет на Землю. То есть в данном вопросе присутствует некий дуализм как “единство противоположностей”.
Согласно Фоме, Иисус предупреждает о начальниках и учителях (“те которые ведут вас”). Если эти люди учат что Царство исключительно наверху, в небе (снаружи), то у людей нет крыльев. Если они начнут учить что оно сокрыто “в глубине моря” – то человеку туда тоже не добраться. Однако Фома все равно утверждает в конце фразы, что Царство находится “снаружи”. Просто, очевидно, оно недостижимо с материальной точки зрения. Фома предлагает нашему вниманию подумать над загадкой слов “Царствие внутри вас и вне вас”. Фома, или автор апокрифа, удачно выразил данный дуализм всего лишь в одном предложении.
Толкование этих слов согласно персональному (каноническому) учению Иисуса сводится к следующему: Царство Бога несомненно существует вне нас, где-то далеко в иных пространствах и измерениях. Оно не должно нас особо интересовать при жизни на земле, поскольку недостижимо. Однако Иисус приглашал всех желающих войти в Царство Бога незамедлительно! И это Царство находится внутри нас самих. Даже если Царство Бога придет извне, то все равно сначала надо войти в него внутри себя. Фома продолжает развивать тему путешествия внутрь себя в следующем стихе:
“Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны, и вы узнаете, что вы – дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы – бедность”. (Евангелие от Фомы, 3)
Как не вспомнить здесь слова Павла “вникайте в себя!”. Концептуально идея самопознания вполне органично смотрится на фоне стремления к познанию Бога, который своим Духом находится внутри человека. Фома, излагая свое понимание учения Иисуса, совершенно логично приходит к идее, что самопознание верующих приводит к убежденности что мы – дети Бога. Иоанн учил что внутри человека есть духовный свет, “просвещающий каждого человека, приходящего в мир”. Значит самопознание как стремление к Богу абсолютно необходимо. Рожденный свыше человек занимается самопознанием под руководством Бога, чтобы начать путь к совершенству. Как и сам Иисус, Фома употребляет слово “Отец” в отношении Бога. Слова “вы в бедности и вы – бедность”, обращенные к тем кто не познает себя и не ищет Бога внутри, не означают потери спасения. Вероятно, это просто сокрушение о запущенном состоянии тех людей, которые даже не пытаются понять самих себя.
V.C. Kravitz
2024