«Так что, если отправишься в Храм приносить жертву и перед самым жертвенником вспомнишь, что твой брат на тебя в обиде — оставь, что принес, перед жертвенником и ступай сперва примирись со своим братом, а потом вернись и соверши жертвоприношение. Договаривайся со своим противником поскорее, пока оба вы идете на суд — а не то противник отдаст тебя в руки судьи, а тот — в руки своего помощника, чтобы он посадил тебя в темницу. Аминь говорю тебе: не выйдешь оттуда, пока не уплатишь всё до последнего гроша». (От Матфея)
Главная мысль Иисуса: “жертвы Богу не особо нужны”. Или, точнее так: “Есть нечто более важное, нежели жертвы”. Или вот так: “жертва Богу не работает если не будет конкретных усилий самого человека”. Разумеется, в обществе, где все вращалось вокруг идеи жертвоприношения, учение Иисуса казалось слишком революционным. Иисуса невзлюбили. Ведь так было удобно принести Богу жертву за испорченные отношения и враждовать дальше. Учение Иисуса что любовь к Богу и любовь к человеку есть две чаши одних и тех же весов, возможно, и не противоречила иудаизму в целом, однако евреи спрашивали: “а зачем нам вся эта высокая философия, если у нас есть книга и там все четко написано?”. Они отвергали идею что учение Иисуса было новым откровением. Они полагали что надо продолжать приносить жертвы и твердо хранить веру отцов, а все остальное было неважным. И они ошиблись.
Иисус далее говорит, что человек, если он виноват и ссора дошла до суда Бога, заплатит за свой грех. До последней монетки. Будет вынужден получить обратно все зло, которое он принес в мир. И эта идея тоже не нравилась консервативным иудеям. А как же особое отношение к избранному народу? А как же наша жертва? “Мы все сделали правильно!”. А жертва, как оказалось, не работает.
Христиане, читая данный текст, не спешат вникать в суть данного текста. Это, мол, к ним не относится. Это проблемы евреев. У нас есть своя жертва. Одна, но какая! И мы, христиане, воздеваем руки к небу по Воскресеньям. Однако, очень часто, словно копируя поступки иудеев, мы не бежим мириться с обиженными братьями. В молитве попросим прощения “ради Христа и Его пролитой крови” и продолжаем жить как раньше: в ссорах, оскорблениях, потасовках. Зачем мириться если нам прощены все грехи? Раз и навсегда.
И тут надо сделать остановку. Постойте-ка, ведь это очень похоже! Как иудеи в древности, христиане приходят на свои богослужения с твёрдой верой что вот они-то избранные, прощенные, омытые и «обильно помазанные маслом». Как и иудеи в древности, они не считают, что спасение зависит от мелкой ссоры с братом. Это мол мелочи! Как и иудеи они полагают что Бог полностью удовлетворен жертвой. А если нам скажут, что, прежде чем просить прощения именем Иисуса, нам надо покинуть торжественное воскресное богослужение, отправится в дом обиженного нами человека, извиниться и потом возвращаться на свое служение — это нам бы понравилось? Нет. Ну вот и евреям не понравилось.
Но то, что Иисус сказал о судье, слуге, тюрьме может ошарашить христиан еще больше. Разрушить устои и оскорбить религиозные чувства некоторых. Иисус сказал, что мы сами платим за свои грехи, если виноваты в ссоре. Не кровь Христа, не благодать Бога, ни что иное не примется. Мы сами заплатим все сполна до последней копейки. Мы получим ровно столько зла, сколько принесли в этот мир. Если мне скажут: “Христос умер за наши грехи!”, я отвечу: «Вы уповаете только на жертву и не понимаете учения Иисуса? Ну-ну. Это мы уже видели однажды. Вы, наверное, забыли: жертва Богу не работает если нет конкретных усилий человека.»