Иисус учил что лицемеры, подобно актерам, “любят молиться, стоя в синагогах и на углах улиц, так чтобы все их видели. Говорю вам: они уже получили свою награду. ” Во времена Иисуса такие публичные молитвы были обычной практикой. Такие люди стремились к общественному признанию – и они достигали желаемого. От Бога награды за подобные молитвы нет.
В учении о молитве Иисус говорил: “Отец знает о ваших нуждах еще до того, как вы обращаетесь к Нему с просьбой“. Значит – надо верить что Бог сопереживает нам не меньше наших родителей и близких и ежедневно наблюдает за нашими жизнями и потребностями. Бог думает о человеке гораздо больше, нежели человек думает о Нем. Мы не можем “приглашать” Бога посмотреть на наши проблемы в молитве: это ошибка. Бог уже давно здесь. Использование повторений и общепринятых шаблонов, согласно Иисусу, тоже не помогают в общении с Богом – с Богом надо общаться честно, с уважением и так же естественно, как мы разговариваем с другими людьми.
Короткая молитва, которой Иисус научил своих апостолов звучит так:
“Отец наш Небесный, пусть прославится Твое имя! Пусть наступит Твое Царство и исполнится Твоя воля как на небе, так и на земле! Дай нам сегодня наш насущный хлеб.”
Это, несомненно, лишь образец молитвы, если человек все еще затрудняется молиться своими словами. Первые три предложения в молитве – это прославление, поклонение Богу. Поклонение — созерцание духовного мира. Поклонение призвано предвосхищать недоступные нашему разуму духовные реальности. Прославление Бога в молитве – это получение многих благословений, о которых мы пока не имеем ни малейшего понятия, и эти благословения, вероятно, важнее, чем наши земные потребности.
Слова “Дай нам сегодня наш насущный хлеб” тоже относятся к духовному миру – речь идет о духовном хлебе, которым живет человеческая душа: разум и сердце. Этот насущный хлеб свыше также важнее чем материальный хлеб. Молитва должна диктоваться, в первую очередь духом, а не бытовыми потребностями. И если это происходит, то результатом такого взаимодействия является духовный рост человека. Идеальная молитва – это путь избрания воли Бога. Духовная пища служит только для духовного роста в стремлении к Богу.
“Прости нам наши долги, как и мы прощаем нашим должникам. Не введи нас в искушение, но сохрани нас от зла…. Потому что, если вы будете прощать людям их проступки, то и ваш Небесный Отец простит вас. Но если вы не будете прощать людям, то и ваш Отец не простит вам ваших проступков”.
Иисус учит просить Бога о прощении и получать это прощение поскольку сущность Бога – любовь. Прощение грехов – это результат чистосердечных взаимоотношений с Небесным Отцом.Так же Иисус связывает прощение Бога с умением человека прощать своих собратьев. Это место, как никакое другое в учении Иисуса, указывает на истинную причину прощения грехов: это не жертва, ни кровь, ни юридическое оправдание. Это духовное состояние, готовность поступать по любви и по зову милосердия. Если человек не способен простить ближнего, таит злобу и месть – о каком искуплении или “омытии кровью” может идти речь? Что толку обманывать себя и называться христианином?
Слова молитвы Иисуса “Не введи нас в искушение, но сохрани нас от зла” не означают, что любящий Небесный Отец произвольно и без причины создает нам трудности и мы должны просить Его не делать этого. Дело в том, что человек может поддаться своему внутреннему злу – и Бог ради спасения души может провести человека через череду испытаний для того чтобы свет истины не погас в душе. Для того, чтобы этого не случилось, духовный рост и общение с Богом должны продолжаться в любое время, в любых обстоятельствах – даже когда все благополучно и жизнь лишена трудностей.