(Евангелие от Фомы, 4)
Иисус сказал: Старый человек в его дни не замедлит спросить малого ребенка семи дней о месте жизни, и он будет жить. Ибо много первых будут последними, и они станут одним.
Выражаясь современным языком, автор Евангелия от Фомы, вероятно, пытается сказать что “старый”, умудренный жизнью человек, желая получить дар духовной жизни, обращается за мудростью к “малым детям”. Понятно, что младенец вряд ли объяснит старику “о месте жизни”. Этот вопрос старика есть не что иное, как попытка получить “духовное перерождение” и бесконечную жизнь. Здесь мы сразу можем вспомнить беседу Иисуса с Никодимом. Рождение свыше, которое и есть вхождение в Царство Бога в самом себе, есть тайна мистического единения с Духом Бога, вхождения человеческой личности в область духовного присутствия Бога в человеке. Иисус учил, что Царство Бога присутствует внутри каждого человека.
Кто такие “первые”? Духовные и благочестивые искатели, отшельники и гуру, испробовавшие все духовные практики, исполнившие все религиозные законы, совершившие все возможные духовные подвиги, принявшие страдание во имя следования Богу. Первые христиане с удивлением замечали, что духовное озарение получили простые люди, никогда не становившиеся на путь “духовного подвижничества”. Иисус в своей притче пояснил, как “первые” становятся “последними”. Хозяин нанял утром работников, которые трудились под жарким солнцем, однако они получили те же деньги, что и работники, нанятые вечером! Как же так? Это несправедливо! Я трудился больше! Я страдал и терпел! Однако плата для всех людей – одинаковая. Это духовное рождение, посредством которого и “искатели”, и “случайные” входят в Царство Бога и становятся одним целым с Богом и друг другом.