Первое впечатление – это создание образа незнакомого человека внутри своего разума в течение буквально нескольких секунд или минут. После этого мы либо отвергаем человека, либо принимаем его. Какое впечатление мог бы произвести на нас Иисус?
Это был тридцатилетний мужчина.
Его руки были сильными. Ладони и пальцы были покрытыми многочисленными царапинами и следами заноз, остатками мозолей и потертостей. Он был плотником. Он работал с деревом. Он, возможно, делал столы, телеги и колеса, домашнюю утварь, лодки.
Работа с деревом предполагает силу рук и верхней части туловища. Поднимая глаза, мы увидели бы сильный торс и достаточно широкие плечи. Движения у Него были достаточно быстрые и выверенные. Опрокидывая многочисленные столы менял в храме, Иисус использовал свою физическую силу.
Однако обладание силой очень часто приводит к жесткости и стремлению доминировать. Сильный человек часто желает пустить свою силу в дело. Кажется в Иисусе не было подобной агрессивности. Женщины приносили своих детей чтобы Он помолился о них и возложил на их маленькие головки свои сильные руки, которые были одновременно нежными. Кажется и дети любили Иисуса, они без боязни подходили поговорить и посмотреть на “дядю Иешуа”.
Кажется мы смогли бы оценить и выражение лица Иисуса: труженик, мастер своего дела, но без чувства превосходства по отношению к другим. Целеустремленный взгляд, но и добрая улыбка при виде детей. Сильный, простой и добродушный человек из среднего класса.
Вторая деталь, на которую обратили бы внимание многие – Его одежда. Цельный и достаточно дорогой хитон, Удобный и хорошо смотревшийся со стороны. Мы бы оценили вкус Иисуса и Его стиль жизни: работающий человек, который не пренебрегал тем, как Он выглядит. Однако это было далеко до изящества и модности – Иисус с пренебрежением относился к людям в “мягких одеждах из дворцов”. Эстетства не было – было лишь чувство вкуса.
Учитывая отношение Иисуса к детям – он был достаточно обаятельным человеком в лучшем понимании этого слова. Одновременно с простотой в Нем была заметна честность. Нафанаил, искренний еврей, сразу усмотрел в Иисусе это качество – полное отсутствие лукавства. Никакой игры или скрытых мотивов в поведении Иисуса не было. Честность, честность и ничего кроме честности. Открытый взгляд. Готовность сказать все и сразу – и, одновременно, глубокий ум, который не спешит вывалить на человека ненужные эмоции и аргументы.
Несмотря на возраст, в глазах Иисуса читалась глубокая мудрость, а по рукам и одежде люди видели что Он достаточно неплохо разбирается в реальной жизни.
Для представителя среднего класса, не закончившего ни единого “высшего учебного заведения” раввинов, Иисус обладал неожиданно глубокими знаниями и уникальным видением Закона Моисея и остальных книг еврейских священных писаний. Глядя как Он возражал ученым раввинам и священникам, было видно что этот сын плотника с сильными руками не принадлежит этой “касте учителей закона”. Подавляющее большинство из них не считали Его своим и относились к Нему достаточно высокомерно.
Однако у Иисуса, если бы мы понаблюдали за Ним со стороны, было одно замечательное качество. Он был мастером меткого слова. Мастерами слова в наше время можно считать Невзорова, Шендеровича, Быкова и так далее. Иисус отчасти был похож на оппозиционного к официальной, государственной религии мастером слова. После Его слов высокомерные фарисеи и профессоры спасались бегством или не решались ничего возразить в ответ. Простой народ собирался толпами чтобы послушать не только Его таинственные притчи, но и то как Он обличает и раскрывает сущность книжников и священников, царей и фарисеев. А когда фарисеи подсылали крючкотворцев, чтобы те нашли повод обвинить Его в нарушении законов, блестящие контр-выпады Иисуса приводили случайных свидетелей таких словесных баталий в полный восторг. Иисус был непобедим в слове!
Однако это интеллектуальное и ораторское превосходство Он не конвертировал во власть над людьми или призывам к насилию. Это были победы здравого смысла над ложью и заблуждением людей, цепляющихся за свою власть.