Мы обычно скептически относимся к словам Иисуса “будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.” Да, мы этим словам не верим. В лучшем случае мы полагаем, что совершенство мы обретем в ином мире. Проблема, однако, в том, что мы не совсем корректно определяем значение слова “совершенство”. Многие полагают, что это абсолютное совершенство во всем. Однако вот что пишет У.Баркли по этому поводу:
“Вещь характеризуется как телейос (совершенная), если она выполняла цель, для которой она была предназначена; человек совершен, если он осознает или выполняет цель, для которой он был сотворен и послан в мир. Возьмем совсем простую аналогию. Допустим, что в моем доме ослабла какая-то гайка и я хочу закрепить и подправить ее. Я иду в магазин и покупаю гаечный ключ. Гаечный ключ отлично подходит к моей руке и он во всем в самый раз: ни велик, ни мал, ни слишком груб, ни слишком гладок. После этого я прикладываю гаечный ключ к гайке и вижу, что он как раз подходит. Потом я поворачиваю гайку и закрепляю ее. В представлении греков и, в особенности, в представлении новозаветных авторов, этот ключ телейос, потому что он как раз выполнил ту функцию, для которой он был мне нужен и для которой я его купил. Таким образом, человек будет телейос, если он выполнит цель, для которой он был предназначен.”
При внимательном изучении слов Иисуса можно заметить, что, к примеру, заповеди блаженства относятся к разным “секторам” человеческого бытия. Например, слова “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” относятся к умению эффективно и целенаправленно искать истину. Слова “Блаженны плачущие, ибо они утешатся” относятся к эмоциональной открытости человека. Заповедь “Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.” относятся к самоконтролю. “Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся” относятся к страстному желанию найти праведность. В реальной жизни вполне возможен случай, когда человек не слишком эмоционально открыт, однако постоянно ищет истину. Или у человека есть проблемы с самоконтролем, однако он очень сильно хочет обрести правду или праведность. В итоге мы приходим к идее, что человеку дано быть совершенным в чем-то одном. Максимум в нескольких вещах. Человек существо ограниченное и ему вряд ли дано быть совершенным во всем одновременно. Будем думать о себе скромно.
Еще одна немаловажная деталь состоит в том, что слова Иисуса “будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” стоят в контексте слов о любви ко всем людям. Все пути ведут к любви. Любая форма совершенства ведет к умению любить человека. В общем получается, что совершенство не так уж и далеко, как мы думаем. Это все та же любовь к Богу и человеку. Главная цель, почему Иисус столь открыто призвал к совершенству на уровне Бога в том, что Он призывал людей поверить в достижимость совершенства. Совершенство, частичное или более полное, в этом мире или в следующем, достижимо. Разумеется, с помощью Бога. Нужно лишь верить в это и хотеть достичь совершенства. Если вера человека сильна, то он может замахнуться и на полное совершенство. И кто знает, может Бог дарует такому то, что он ищет.