“Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: “Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога”.
Никодим услышал проповедь Иисуса в Иерусалиме, проникся ею, но опасался что его осудят за связь с опальным народным проповедником, и пришел к Иисусу тайно. Он хотел поговорить с Ним о Царстве Небесном, наступления которого так долго ждали израильтяне. Евангелист Иоанн начинает с ответа Иисуса, опуская реплику Никодима: наверняка, Никодим спросил Учителя что-то о Царстве Бога. В то время большинство считало, что Царство Бога будет напоминать военный, политический или социальный переворот, в результате которого Бог воцарится на Земле в Иерусалиме как столице.
Иисус, учение которого состояло в том, что Царство Бога не придет видимым образом, и что оно открыто для каждого желающего, в беседе с Никодимом озвучил условие для вхождения в Царство Бога: вход в Царство закрыт тем, кто не рожден от Духа. “истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия“. В ответ на это Никодим возразил тем, что человек не может родиться заново физически. Иисус в ответ пояснил, что имел в виду духовную природу человека – “Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух”.
Поясняя этот вопрос, Иисус сказал что глазами плоти можно увидеть лишь проявления Духа, но не сам дух. “Ветер дует, где хочет. Ты слышишь звук, но не можешь определить, откуда он приходит и куда уходит. Так же и с каждым рожденным от Духа” – мы не видим ветер, но можем слышать и даже видеть как под его воздействием колышется листва на деревьях.
Реплика Никодима “Как это может быть” по сути означает “В это невозможно поверить”. Иудаизм ничего об этом не учил. Иисус ответил что во Вселенной есть много вещей, в которые человек вряд ли поверит сразу – например что сам Иисус не просто “великий учитель”, а пришел на землю свыше и еще раз сделал заявление что Он лишь сообщает информацию о реальном устройстве мира.
Реальность, по словам Иисуса, состояла в том, что “свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, а поступающий по правде идет к свету потому что они в Боге соделаны“. Из этих слов видно, что главный признак истинной духовной жизни – идти к свету и правде, а не просто быть религиозным человеком. Это универсальные, всеобщие понятия. Проблема в том, что у каждого человека есть свобода воли, своя правда, свой свет и каждый выбирает свой путь сам. Вопрос Пилата “Что есть истина?” можно задать и в отношении света: “А что есть свет?”.
Согласно учению Иисуса, в вопросе спасения души принципиальным является личный выбор человека. На Земле нет никакого суда в юридическом понимании этого слова: “Бог послал Сына в мир не затем, чтобы осудить мир, но чтобы спасти его“. Человек судит сам себя. Если он делает верный выбор в отношении веры в Иисуса, света и истины, он рождается свыше и входит в Царство Бога. Никодим, как видно из евангельских текстов, сделал верный выбор. Пусть он потерял высокое положение в религиозном сообществе, пусть он даже разорвал связь с верой своих предков.