Как-то раз Иисуса спросили чьей женой будет на небе женщина, побывавшая замужем на земле несколько раз. Иисус ответил что на небе все живут как ангелы: “не женятся и не выходят замуж”, как духовные существа, и значит, земной брак, как и человеческие тела, не сохраняются. Однако, к материальному браку между мужчиной и женщиной Иисус предъявлял высокие требования.
“Вам было сказано: “Кто разводится с женой, тот должен выдать ей разводное письмо”. Я же говорю вам, что кто разводится с женой не по причине ее измены, тот толкает ее к нарушению супружеской верности, и кто женится на женщине, оставившей своего мужа, тоже нарушает супружескую верность.”
Как мы видим, Иисус указывает на способность и долг человека быть верным своему супругу или супруге. С точки зрения духовности, любовь в браке неотделима от преданности и верности друг другу. Это – духовная ценность, восходящие к Адаму и Еве, и Иисус требует именно ее в данной ситуации. Иисус рассматривает брак с духовной точки зрения.
Однако – по каким причинам допустим развод? Что делать с миллионами обстоятельств, сопровождающих разводы до сих пор, например, с домашним насилием или бесплодием? Иисус в этом отношении был реалистом и даже не пытался дать исчерпывающих указаний или директив в отношении брака. В евангелиях Иисус высказывается об этом только после настоятельных вопросов со стороны фарисеев и Своих учеников.
“Моисей позволил разводы по той причине что люди жестоки” – эта фраза все так же верна и по сей день: люди жестоки, люди вероломны, малодушны и часто не в состоянии сохранить свои семьи. А значит, по сути, они все так же имеют разрешение на развод. Иисус вовсе не запрещает развод для миллионов ожесточившихся людей – он утверждает идеал настоящего брака, который основан на духовной верности и осуждает неспособность людей хранить свои обещания. Институт семьи служит на земле, прежде всего, для рождения и качественного воспитания детей, а так же школой верности и служения.
Семья, с этой точки зрения, является духовным, а не только материальным Божьим установлением: это то, “что сочетал Бог”, как сказал Иисус. Это своего рода завет, договор: человек разрывает договор со своими родителями и заключает новый договор со своей женой, создавая новую семью. Однако, как мы знаем, даже если браки распадаются – дети все равно рождаются и вырастают так или иначе, люди учатся любить друг друга, идя по жизненному пути как они могут, создавая и разрушая множество отношений. Браки в каждом отдельном случае вовсе не “сочетаются на небесах” – люди имеют свободу выбора в данном вопросе. Если бы Бог связывал все до единого браки на земле – Он наверняка нашел бы способ связать их покрепче. Учение Иисуса о браке, соответственно, должно быть понято как призыв исполнить правило любви к ближнему, как продолжение Его учения о духовном перерождении, а не как попытку регулировать семейную жизнь людей с помощью религиозных запретов.
В евангелиях от Марка и Луки в словах Иисуса запрет на развод – абсолютный. У них не показано никаких исключений из этого правила. У Матфея есть одно предложение, содержащее оговорку: развод разрешается, если причиной тому — супружеская неверность. Значит, учение Иисуса в данном вопросе не может быть восстановлено абсолютно точно, за исключением Его негативного отношения к разводу с духовной точки зрения. Кажется, на страницах Евангелий мы видим прежде всего разномыслия авторов и редакторов текстов о проблеме расторжения брака.