fbpx

Чему учиться у хитрецов?

У многих христиан притча или рассказ Иисуса о хитром управляющем, которому грозило увольнение за воровство, вызывает недоумение. Многие библейские комментаторы по-разному толкуют эти слова Иисуса. Если бы не контекст этой притчи в Евангелии от Луки, который говорит о вреде и опасности любви к деньгам, то христианство вполне могло бы гораздо активнее собирать богатства на земле. Этот рассказ Иисуса содержится только у Луки: не потому ли что остальные евангелисты не рискнули его упомянуть? 

Иисус сказал ученикам: — У одного богача служил управляющий, которого обвинили в растрате. Хозяин вызвал его и спросил: «Что это за слухи дошли до меня? Представь-ка отчет о своей работе; от должности я тебя отстраняю». И задумался управляющий: «Что же мне делать? От работы хозяин меня отстранил. Копать землю я не могу. Просить подаяния не позволяет стыд. Впрочем, я знаю, как сделать, чтобы после увольнения люди с радостью меня принимали!» Приглашая по одному должников хозяина, он спросил первого: «Что ты должен хозяину?» Тот ответил: «Сто мер оливкового масла». Он сказал: «Бери свою расписку, живо садись и пиши: пятьдесят». Затем спросил второго: «А ты сколько должен?» Тот ответил: «Сто мешков пшеницы». Он сказал: «Бери расписку и переделай на восемьдесят». И хозяин похвалил нечестного управляющего за находчивость, ибо сыны века сего в отношениях с себе подобными мудрее, чем сыны света. Вот и Я говорю вам: используйте неправедное богатство, чтобы приобрести друзей, и потом, когда богатство иссякнет, вам с радостью предоставят вечный кров.

Все до единого, кто только упомянут в этом повествовании – мошенники и воры. Наш мир, собственно, до сих пор именно таким и является. Люди воруют, воруют и еще раз воруют, не в силах бороться со своими соблазнами. Мошенник – сам управляющий, мошенниками показывают себя должники, пошедшие на преступный договор. Сам хозяин, как мы видим, не воспламенился “праведным гневом”, а оценил блестящую “ловкость рук” бывшего управляющего. Чему же призывает учиться у этих людей Иисус? 

Ангелы, или “сыны света” в этой ситуации повели бы себя совершенно по-иному. Они бы изначально просто не воровали, не присваивали себе чужого. У них подобной ситуации даже бы не возникло! Именно поэтому Иисус указывает, что этот рассказ отражает земную действительность, обращен именно к простым обывателям, обычным людям, которые окружены воровством, можно сказать, с самых пеленок. И в нашем людском несовершенном мире есть такие гениальные ходы, которых нет на небе, где просто нет греха. Остроумие и находчивость – вот что выделяет Иисус в этой притче. Остроумие и находчивость – это очень ценные качества, пусть даже они возникли посреди греховной жизни. Возможно, именно грех заставляет иногда человеческий разум работать “на повышенных оборотах” и находить нестандартные ходы и решения. Мы, загнанные грехом в угол, отчаянно ищем и иногда находим “спасительные ходы”. 

Иисус рассказал эту притчу своим ученикам и апостолам. Зачем? Вероятнее всего, отгадка таится в слове “усердие”. Задачей учеников была проповедь и общественный труд. Соблазн всех религиозных деятелей и подвижников в том, что на каком-то этапе они могут сказать себе: “Бог придет не скоро, можно расслабиться”. Усердие исчезает, появляется лень и, как следствие, духовный упадок. А где же остроумие и находчивость?!? Где это усердие и гениальные ходы для того, чтобы привлечь к Богу как можно больше людей?!? Почему вместо этого неистового поиска можно наблюдать, как христиане вальяжно и неторопливо исполняют свой религиозный долг? Имел ли Иисус в виду, что можно “подкупать” людей с целью обратить их в христианство? Или что надо “обходить море и сушу” с этой целью, не считаясь с моральными нормами? Несомненно, безнравственные поступки христиан недопустимы! Несомненно, сребролюбие – это мерзость! Одновременно, каждый случай подобного “приобретения друзей” уникален и будет рассматриваться Богом отдельно. Одинаковых правил нет и не будет.  Однако что если “на грани фола” мы приведем человека к вере, и это сработает? Что если наша находчивость в проповеди и поступках приведет к тому, что впоследствии ни Бог, ни остальные люди нас не осудят и какая-либо душа будет спасена? Не это ли то, о чем говорил Иисус в притче о хитром управляющем, когда усердие и остроумие верующих посреди бесконечных каскадов и цепочек мирских грехов, служат Богу в нашем мире?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *