Выступая с одной из последних проповедей перед своей казнью, Иисус обрушился с критикой на официальный иудаизм того времени. В частности, на закостенелую и часто коррупционную иерархическую структуру, когда вышестоящий священник требовал поклонения от нижестоящих.
Хотя между служителями Бога обязательно должно быть уважение и соответствующая координация (об этом говорит здравый смысл), Иисус заявил, что верующим никогда не следует называть кого-либо на земле своим “духовным отцом”, “наставником” или “учителем”.
“Вас же пусть не называют «рабби», потому что у вас один Рабби, а вы все — братья. И ни к кому на земле не обращайтесь «отец», потому что у вас только один Отец, Который на небе. Пусть вас не называют наставниками, потому что у вас один только Наставник — Христос. Самый великий из вас будет вам слугой, потому что, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает себя, будет возвышен.”
Иисус был против того, чтобы священники и религиозные авторитеты унижали своих собратьев и помыкали ими. Кажется, Иисус был против того, чтобы верующий требовал власти на основании его “постоянного статуса” в общине. Иисус вновь и вновь провозглашал нелепую на взгляд большинства идею, что только тот, кто намеренно унизит себя в своем служении Богу и людям, по-настоящему станет великим в духовном мире. Хотя эта идея до сих пор не слишком очевидна, практика как правило, показывает, что люди, которые намеренно возвышают сами себя, в итоге добиваются прямо противоположного.
К сожалению, апостолы Иисуса не смогли внедрить в своих общинах требование Иисуса. Церковь, особенно ортодоксальная, много веков представляет собой иерархическую структуру, где вышестоящие священники требуют называть себя “отцами”. Есть мнение, что без иерархической структуры никакая организация не может существовать. Однако Иисус вовсе не отменял иерархию как таковую. Иисус, вероятно, добивался более эффективной и динамичной организации, когда руководителей общины выбирали только на основании их духовного авторитета, а не на основании титулов или статуса. Религиозная жизнь, как ее представлял сам Иисус, должна была состоять не в исполнении обрядов, религиозной философии и поиске личной славы, а в постоянном поиске воли Небесного Отца и ее исполнении. Жизнь никогда не стоит на месте и постоянно изменяется – соответственно и религия не может оставаться статичной и неизменной. Иначе она костенеет и умирает, ведомая гордыми и самоуверенными слепцами. Если лидер общины, где нужно, готов умалиться и отойти в сторону добровольно, то новые талантливые лидеры могут более эффективно вести своих братьев и сестер вперед. В требовании Иисуса о братстве, умалении и любви в общине, на самом деле, скрыта тайна успеха любой церкви или религиозной группы.