Удивительно, как много нитей и значений переплетено в одном месте в Евангелии от Луки. В этих словах Иисуса скрыта тайна Евангелия Царства Божьего, квинтэссенция истины, вся суть учения Христа. Однако толкование данного текста может либо приблизить понимание Царства Бога, либо отдалить его.
“Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть”.
В христианском сообществе до сих пор ведутся споры, переводить ли слово ἐντὸς как “внутри” или “среди”. Среди сторонников одного и второго перевода очень много знаменитых деятелей, мировых имен христианского мира. Если перевести текст со словом “среди”, то получится: “Царствие Божие среди вас есть”. Его значение состоит в том, что Иисус указывает на Себя как на Царство Бога, на Свои слова и Свою возвышенную личность. И никто не собирается спорить с этим фактом, что Христос явил нам “всю полноту божества телесно”. В конце концов Он Сын Бога. Однако при ближайшем рассмотрении подобный перевод вызывает несколько серьезных вопросов.
Первый вопрос логический по сути. Почему когда Его спросили о Царстве Бога, Он ответил что оно не придет приметным образом, и никто не сможет сказать “оно здесь” или “оно там”, а потом указал на Себя как на Царство? По идее, при данном понимании, можно сказать так: “вот, Царство Божие сегодня в Иерусалиме” или “вот, оно в Капернауме” в зависимости от местоположения Иисуса.
Второй вопрос текстуальный, лингвистический. А почему это же слово ἐντὸς используется в словах “Фарисей слепой! очисти прежде внутренность (ἐντὸς) чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их”? Здесь вопросов о местоположении не возникает. Снаружи фарисей белый и красивый, внутри же – отбросы и гнилье. К тому же для слова “среди” в греческом языке есть другое, специальное слово: μέσος. Мы встречаем его во фразе Иисуса “ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них”.
Следующий вопрос состоит в следующем: а почему Царство Бога не может находиться внутри человека с богословской точки зрения? И здесь мы подходим к тому моменту, когда мотивы данного спорного перевода выходят наружу. Вам несомненно ответят, что Царство Бога может находиться внутри человека, но дело в том, что Иисус обращался к фарисеям. И поскольку фарисеи отвергали Иисуса, то “никогда, никогда” Иисус не мог бы сказать что Царство Бога находится у фарисеев внутри. Фарисеи отвергли Бога, внутри них либо пустота, либо сам дьявол. А вот если бы они покаялись и приняли Иисуса, то тогда Царство Бога бы было внутри. Таким образом, истинная причина весьма спорного перевода данного текста состоит в отрицании, неверии, признании невозможным того факта, что Дух Бога, или Его Царство может находиться в злых, неверующих или неправильно верующих людях. Это отказ верующих от неверующих, тотальный антагонизм, отречение и поставление себя и их на разные полюса мироздания.
Причина данного понимания кроется в христианской догматике. Христианскую догматику же, у протестантов точно, процентов на семьдесят, определил апостол Павел в своих письмах. Именно он употребил слово “усыновление” для описания процесса прихода человека к Богу. На греческом это слово звучит как υἱοΘεσία, “уиатесиа”. На первый взгляд, а как еще может прийти к Богу грешник? Якобы, сын дьявола, сын греха и разврата, раскаявшийся грешник приходит к Богу, получает усыновление и становится сыном Бога. Звучит логично и понятно, вероятно Павел так привел к Богу тысячи людей. Но есть одно НО. В учении Иисуса нет слова υἱοΘεσία. Есть слово “сын”. Вспомним притчу о блудном сыне. Или слова: “Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно”. Однако почему-то Иисус не объяснял приход к Богу как усыновление. Многие ошибочно думают, что Павел превзошел Христа в данном вопросе, академически и блестяще донес до образованных людей то, что не смог донести “сельский проповедник” Иисус. На самом деле, никто из людей превзойти Иисуса не мог и не сможет.
Как усыновление, так и освобождение от рабства греха есть лишь сравнения, чтобы современники Иисуса и Павла могли хоть как-то понять духовные истины. Почему же Иисус не использовал слово усыновление? Потому что Он принес еще более радостную весть: человек изначально не является ни сыном дьявола, ни неких злых сил. Иисус имел в виду что каждый человек – дитя Бога. Да, многие из людей духовно мертвы. Слепы. Некоторые непокорные и гнусные мерзавцы. Но это все же сыны и дочери. Да, многим надо покаяться, уверовать и родиться свыше, некоторые будут лишены вечной жизни, станут детьми дьявола добровольно, но они изначально дети Бога. Усыновления не надо. Бог есть Небесный Отец для каждого человека. Именно для полного осознания Евангельской вести Иисус провозгласил новое имя Бога: Небесный Отец. Не приемный отец. Родной.
Именно на фоне этой радостной вести, когда люди верили в свое сыновство и благодать Бога, и происходили чудеса и знамения, приходили слезы радости и глубокое утешение. Древний человек вообще представлял богов в виде злых духов, монстров и чудовищ, представьте, какое облегчение и радость дарило им Евангелие Иисуса. Именно осознание, что человек есть сын или дочь Бога, открывало сердца нараспашку: “я пойду к Богу потому что Он – мой Небесный Отец”. Иисус призывал не только прийти к Отцу и Нему, Он призывал людей учиться у Него и меняться к лучшему, вести себя как подобает сынам Бога. Разумеется в этом учении было заключено все самое благочестивое, возвышенное и прекрасное, о чем можно было только подумать. И это называется Евангелием Иисуса Христа.
С этой точки зрения Иисус вполне мог сказать фарисеям, что Царство Бога внутри них. Может быть это были коварные противники Иисуса, может быть Его спрашивали расположенные к нему фарисеи. Так или иначе. Каждый человек имеет право прийти к Богу поскольку он является Его творением, Его сыном. Или дочерью. Каждый человек имеет доступ к Царству Бога внутри себя. Что делает нас отличными от животных? Почему мы единственные создания с невообразимыми для остальных творений интеллектуальными возможностями? Потому что Царство Бога внутри нас. Это оно дает нам преимущество. И большой ошибкой было бы не попытаться войти туда.