Исследователи уже давно различают в Новом Завете учения различных авторов. К примеру, консервативное издание “Новый Библейский Комментарий” (New Bible Commentary Inter-Varsity Press) анализирует слова апостола Петра (см. ниже) в сравнении с учениями других апостолов и самого Иисуса. Поверхностное понимание имеет тенденцию “свалить в общую кучу” все эти вероучения, включая слова самого Христа, и выводить нечто “среднее” из всех. Наиболее благоразумный подход состоит в том чтобы присвоить учению Иисуса наивысший приоритет и внимательно изучать письма апостолов в свете взглядов самого Христа. Пусть это приведет к более критическому отношению к Библии как к таковой – но ведь мы поклоняемся не Библии, а Иисусу Христу и Богу.
Идея, что слова Иисуса Христа и Его личное учение по приоритету надо ставить выше учения Павла и Апостолов и всего остального в Библии, до сих пор вызывает неприятие в среде христиан. Обычное возражение: “Павел говорил Святым Духом”. Так оно отчасти и было. Писание полезно во многих отношениях. Каждый из нас может время от времени “говорить Духом”. Однако в лице Иисуса к нам обращался сам Бог. Причем лично.
Консерваторы идут дальше и могут заявить: “Все слова, изреченные апостолами и авторами Нового Завета есть слова Бога”. Однако, апостолы был грешным и ошибающимся людьми, в отличие от Иисуса. Мы находим в Новом Завете редакторские вставки, неточности и ошибочные суждения. Иисус же был человеком с Неба. Он не мог ошибаться в своих оригинальных суждениях, в отличие от остальных людей. Немыслимо, как мы посмели поставить, к примеру, слова Павла рядом с аутентичным учением самого Иисуса. Как правило, христиане это благоразумно понимают, однако здесь появляется еще одна вполне прагматическая причина противостояния с принципом тотального христоцентризма: “защищая Павла мы на самом деле защищаем авторитет Библии от посягательств”.
Проблема в том, что на практике христиане давно доказали, что они во многом не согласны с тем же Павлом. К примеру, в вопросе о женских косынках и в других вопросах. Тут, несомненно, возникает дилемма: с одной стороны надо защищать авторитет Библии, поддерживать религиозную дисциплину, а с другой – искать истину и называть вещи своими именами. Учение Иисуса не предполагает никакой “защиты религиозных книг”. Оно предполагает активный динамичный поиск истины, честность и постоянное развитие. Возможно современное христианство пока не готово перейти к принципу христоцентризма, не готово начать поиск истины в силу возможной интеллектуальной нестабильности христианского мировоззрения, которое пока требует почитания и даже поклонения Церкви или Библии. Торопиться не стоит. Однако в любом случае у христиан только один путь: поклонение Иисусу, изучение и следование Его аутентичному учению.