Является ли защита безошибочности и непогрешимости Библии чем-то важным в учении Иисуса Христа? Утверждал ли Иисус что Библия это “Слово Бога”? Чтобы ответить на этот вопрос, надо ответить на другие два: Есть ли в учении Иисуса основания тому, что я должен доверять абсолютно всему, что написано в Ветхом Завете? Да, кое-чему в Ветхом Завете доверять нужно – в Евангелиях полно мест, где Иисус цитирует Ветхий Завет и многое подтверждает. (Например, “Не убивай”).
А есть ли в учении Иисуса указания, когда я не должен доверять тому что написано? Тоже есть. Вот примеры: Моисей позволил разводиться – но, в итоге, не стоит стремиться следовать этому правилу. Написано “ненавидь врага” – но не стоит доверять этому. Врагов надо любить. Написано кто мой “ближний” – человек одной национальности. Но мы не должны полагаться на написанное об этом в законе Моисея. Мы должны полагаться на учение Христа, на написанное в Евангелиях и следовать правилу, что каждый человек – мой ближний. Иисус указывал, что священники, делая обрезание младенцев на седьмой день, могли делать это в субботу, нарушая день покоя. Неужели Бог не мог придумать закон без подобных мелких несовершенств?
Итак, сам Иисус постулирует идею изменчивости и частичной противоречивости Писаний. Значит Писания могут не целиком, не полностью выражать вселенскую истину. В конце концов, выходит, сама Библия говорит о себе самой как о несовершенной. В дополнение к сказанному возникает еще один важный вопрос: как верить в слова Иисуса, если не верить в безошибочность Библии? Как вообще чему-либо верить? Верить несомненно надо, однако вера должна быть более высокой.
Иисус указывал на частичное “совершенство” (вселенские истины типа любви) и “несовершенство” (устаревшие религиозные правила) написанного одновременно. Это пример противоречия, которого нет в природе Божественного. В абсолютном понимании Бога, если Его совершенство заключено в Библии, она не может быть противоречивой. Тут возникает дилемма, решение которой обычно заключается в избрании “наименьшего зла”: люди предпочитают верить в безошибочность Библии или даже поклоняться ей в стремлении сохранить формальную и непротиворечивую религию. Люди игнорируют слова Иисуса о несовершенстве Библии, провозглашая ее безошибочность и непротиворечивость. Потому что так понятнее для большинства и надежнее в социальном ракурсе.
Как ни удивительно, у нас есть похожая дилемма, которая уже разрешена: с поместной церковью. Церковь на практике грешна и свята одновременно. И два тезиса уживаются в сознании потому что христиане верят во “Вселенскую Церковь” – которая находится вне деноминационных или иных рамок. Многие верят в это. Христиане отделили в своем сознании абсолютный “идеал” церкви от ее “воплощения”. Они прекрасно знают о греховности поместной церкви, однако все равно дорожат ей и находятся в ней с надеждой, что они находятся в безгрешной “Вселенской Церкви”.
Христианское богословие, вероятнее всего, придет к подобному решению в отношении Писаний: дилемму совершенства и несовершенства Библии придется разрешить так же – есть безгрешный духовный идеал (Слово, Идея) и есть несовершенное человеческое, библейское воплощение этого Слова. Как мы ходим в поместную церковь и пытаемся быть полезными во Вселенской Церкви, так надо читать несовершенную Библию и пытаться находиться в безгрешном духовном нематериальном Слове Бога. Ведь “Слово Бога” есть духовное понятие. Согласно Павлу, Писания богодухновенны и полезны, однако спасение состоит все же не в них, а в Иисусе Христе, как бы мы это не понимали. Павел вовсе не имел в виду, что Библия есть воплощение Божьего Слова, он имел в виду что Библия полезна, и Бог так или иначе принимал участие в ее написании.
Исходя из вышесказанного, не стоит относиться серьезно к тому в Библии, что потенциально устарело: надо фокусироваться на учении Иисуса и том, что не устареет никогда. Надо научиться отличать вечные истины от преходящих религиозных правил. Очевидно и то, что мы можем судить о вечных истинах Вселенной только благодаря Иисусу и Его учению. Поскольку Иисус есть Сын Бога, и слыша Его, мы слышали самого Бога. Возможно евангельские авторы кое-где неправильно вспомнили Его слова или слегка исказили их смысл: такого исключать нельзя. Однако идеи, принципы Иисуса все равно явно угадываются на основании Его изречений, представая перед нами в виде концепций, мировоззренческих принципов, духовных истин. Именно так становится понятной идея, что сам Иисус есть живое Слово Бога. Бог и Его Слово бесконечно больше любых книг. Все, что воплощено на земле на более низком материальном уровне, не может быть объектом поклонения. Богу надо поклоняться только в духе и истине.