Христианские богословы долго трудились. Их железобетонные фразы наподобие той, что вы прочитаете ниже, действительно определяют образ мышления миллионов христиан. На меня подобные, отлично оформленные и вполне обоснованные идеи, оказывали определяющее значение в начале моего духовного пути. Однако прошло много лет духовных поисков, и по данному поводу появилось что сказать.
“Иисус Христос создал Свою Церковь и отделил Ее от мира, учредив в Ней законы Бога. Церковь Христа, это школа Иисуса Христа, где мы получаем образование на протяжении нашей жизни в теле по правилам установленным Господом Богом”.
Это фундаментальное для христиан понятие. Своего рода христианская формула “В начале” книги Бытие: в начале Господь сотворил Церковь. Эта идея близка сердцам верующих, потому что свои церкви, свои храмы и общины христиане видят своими глазами. Это своего рода “воплощение” Бога. Да, для многих людей Церковь это присутствие самого Бога. Поэтому Церкви поклоняются. Осознанно или неосознанно. Она – объект поклонения. Почти во всех без исключения конфессиях. Поклонение Церкви – универсальный элемент, краеугольный камень религиозной жизни. Такой же как и поклонение Библии. Это большие святыни.
Однако подождите! В самом начале Иисус Христос провозгласил свое Святое Учение. Задолго до того, как впервые упомянул “Экклезию”, то есть Церковь, Он говорил о Пути спасения. В начале Иисус провозгласил, что путь к Богу – узкий и рассчитан только на одного человека. Когда сеятель бросает семя в землю, оно растет одно. Ни одно растение вокруг не способно помочь ему. Только помешать, если это сорняки. Иисус учил что Царство Бога – не в храмах, не в общинах, не в символах веры конгрегации, ни в праве преемственности священников. Царство Бога находится внутри человека. В Царство Бога человек заходит своими персональными усилиями. Он кается наедине с Богом, он рождается свыше в одиночестве, в присутствии ангелов. Он пытается любить Бога и исполнять заповеди в согласии со свободной волей и с личным желанием, над которым никто не властен. В начале Иисус Христос создал и показал путь к Богу, а не Церковь. Это путь следования за Иисусом. Опять же, строем или коллективом по нему не пройдешь: люди очень разные. Путь Истины – сугубо индивидуален, однако ведет к той же любви. К Богу и людям.
Почти через три года после начала служения Иисус сказал: “Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее”. В это время братство, которое возглавлял сам Иисус, уже было создано. В один из моментов Петр, первым из двенадцати, назвал Иисуса “Сыном Бога”, а не просто Мессией. На основании персональной нерушимой и абсолютной веры. (Ну, конечно если закрыть глаза на постыдное отречение от Христа позже в состоянии шока). Какова была вера Петра? Он заплатил за нее ценой жизни. Он отдал за свою веру все, что можно было отдать. Вот это рядовая вера члена Великой Церкви! Вы хотите сказать, номинальные члены тысяч христианских церквей готовы отдать свои жизни как Петр? Есть сомнения. Та Церковь, о которой говорил Иисус есть братство отдавших за Иисуса все, включая жизни. Современные христианские церкви – это социально-религиозные группы людей, организации, которые являются скорее символом, имитацией истинной Церкви. И грех, и смерть, и самые разнообразные духовные болезни уже давно паразитируют в теле земной Церкви. Она делится на конфессии, она нестабильна и находится в духовном поиске, она зависит от мира вокруг. Это не та Церковь, о которой говорил Иисус. Это скорее эмбрион Церкви. Точнее, многочисленные конфессиональные эмбрионы, чье выживание часто под вопросом.
Современная христианская Церковь не отделена от мира. Она – ее составная часть. Хотя она и предназначена для проповеди, и уже много веков этим и занимается, она не может выйти из мира. Организация, или социальный институт навсегда будет частью социума, культуры и обычаев своего времени. Однако отдельный человек может внутри самого себя выйти из мира, следуя за Иисусом. Тогда как в современной Церкви властвуют скорее традиции и внешние обряды, внутри человека, открывшего внутреннее Царство Бога, начинают властвовать действительные законы Бога. Современную Церковь действительно можно назвать некоей воскресной школой, где можно почерпнуть великие истины, однако актуализировать, воплотить эти истины можно не в Церкви, а только внутри самих себя. И только если есть желание и стремление.
Великая Вселенская Церковь, которую основал Иисус, состоит не из миллионов людей, а пока лишь из сотен, прошедших испытание жизнью. Я склоняюсь к мысли, что большинство этих прославленных героев веры уже ушли из нашего материального мира за две тысячи лет. Члены современной Церкви духовно незрелые, не до конца понимают учение Иисуса и отрекутся от веры при первой опасности для жизни. Как это имело место во времена гонений первых веков христианской Церкви. Отрекались, затем каялись и возвращались, затем опять отходили и так до бесконечности. Большинство из нас лишь формальные члены Церкви. Однако, в согласии с учением Иисуса, дело совсем не в Церкви. Дело в Царстве Бога внутри человека. Именно поэтому Иисус проповедовал Евангелие Царства Божьего, а не “Евангелие Церкви”. И, в итоге, мы приходим к пониманию, что спасение не зависит от членства в Церкви. Оно зависит от персонального познания Бога и Истины.
Этот факт вовсе не означает что надо покинуть свою общину. Нет, напротив, лучше остаться. Жить сообща и служить Богу проще сообща. Надо учиться любить друг друга. Чтобы кого-то любить, надо быть рядом с кем-то. Современные церкви в любом случае часть плана Бога. Однако поклоняться церкви словно святыне – ошибка. Многие члены Церкви наследуют вечную жизнь, однако не потому что вступили в ряды Церкви, а потому что последовали за Иисусом.