Небо из синего превратилось в черное, на нем зажглись звезды. Иисус собрал ближайших учеников на прощальном ужине в доме посреди ночного Иерусалима. Это был последний вечер в земной жизни Иисуса. На следующий день в это самое время Иисус уже лежал в каменной гробнице на краю празднующего Иерусалима. “Я очень хотел побыть с вами в этот вечер” – сказал Иисус, оглядев всех своих двенадцать учеников, возлежащих вокруг невысокого стола по обычаю того далекого времени. Очевидно, Он хотел сказать им нечто важное, как случается в жизни многих людей. Когда наступает последний день земной жизни, каждый человек говорит только самое важное.
Апостол Иоанн посвящает этому последнему ночному разговору пять глав. Необыкновенно много деталей узнаем мы из его повествования в Евангелии. Остальные апостолы, к удивлению, посвящают Тайной Вечере всего несколько строчек.
Что говорят о Тайной Вечере три “синоптических” евангелиста? В осном две вещи: предостережение предателю Иуде и учреждение обряда причастия. Вот что сказано у них о причастии:
Матфей: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Марк: И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Моё. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
Лука: И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
Как вы видите, Иисус пригласил учеников пить из одной чаши. Что в этом необычного? В наше время на празднике Пасхи евреи пьют каждый из своего бокала. Современное христианское богословие, исходя из богословской формулы, что вино символизирует “искупительную кровь” Иисуса, разрешает прихожанам пить вино или сок из отдельных чашек: “какая разница как именно пить если это лишь символ?”. Делается это и из соображений гигиены. Но почему же Иисус пригласил пить именно из одной чаши? Может быть в этом был особый смысл? Разумеется, все что делал Иисус, несло особый смысл и важное значение.
Если Иисус назвал содержимое общей чаши своей “кровью” – то это несомненно, не буквально, а образно. Никто на Тайной Вечере не делал надрезов на теле. Более того, иудаизм категорически запрещает всякое выпивание крови. Самое интересное здесь вот что: исторические факты говорят, что у всех до единого языческих народов так или иначе, в одной форме или другой, существовал обряд выпивания крови из общей чаши. Этому придавался огромный сакральный смысл. Вот несколько примеров: древние скифы, заключая важные договоры, наносили себе раны мечами, сцеживали кровь в ритуальные чаши с вином, которое затем выпивали. Обряд братания у гуннов, древних славян и этрусков – также был связан с испитием “общей” крови из священного сосуда. У многих народов достаточно было капнуть каплю своей крови в бокал вина, чтобы выпить и в итоге “породниться” с кем угодно. Более древние обычаи предполагали просто надрез на теле двух “братающихся” людей и приложение кровоточащей раны к ране другого человека.
Иисус, формально не нарушая правило закона Моисея, запрещающее пить кровь, заменил кровь на вино. Однако Он использовал “языческий” символ чтобы сблизить своих учеников, сплотить их, указать на новый договор между Богом и человеком. Данный договор по сути означает “братание” с Иисусом и друг другом. Это идея братства, а точнее самый высокий идеал единства людей, которые могут называться братьями друг другу. Сюда включены идеи верности, преданности, готовности отдать душу за друга. И это именно то, о чем говорил Иисус на Тайной Вечере согласно евангелию от Иоанна: “Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами”. Испитие крови во многих народах очень часто скрепляло некий договор. Иисус тоже говорит о договоре: “Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам”. Или: “Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам. Сие заповедую вам, да любите друг друга”.
Чаша, наполненная символической “кровью”, которую должны были пить все апостолы, должна была сделать этот момент максимально значимым. Самым значимым моментом в жизни апостолов. И он стал таковым. Для понимания этого можно привести современный пример когда сослуживцы, живыми вернувшиеся с войны, со слезами на глазах поднимают крепкий алкогольный напиток за командира, который не вернулся с поля боя. Апостолы, годы спустя, поднимая чашу с вином, не думали эгоистично о “магии крови”, которая смывает все их грехи. Они думали об Иисусе, Его словах и о своем духовном братстве, скрепленным подвигом их Учителя. Весь Ветхий Завет заменялся по сути лишь одним действием, смысл которого заключен в договоре любви между Богом и человеком. Причастие Иисуса было освобождением из плена религии и заменой его на сердечную преданность.
Несмотря на очевидный символизм обряда Иисуса, многие могут с гневом отвергнуть идею что Иисус вот так просто мог выйти за рамки иудаизма. До сих пор многие христиане верят что иудаизм и Ветхий Завет есть абсолютная противоположность “язычеству” как таковому. Что язычество, в смысле расового многообразия на планете, и все, что появилось на свет среди “язычников” стоит ниже “избранного еврейского народа” и его религиозного наследия. Верят что Иисус вообще ничего общего не имел ни с теми, кто евреями не являлся, ни с их идеями и обычаями. Однако сам иудаизм вышел из язычества на заре своего существования и принес туда “языческие” обряды. Идея принесения животных в жертву Богу (или богам) существовала во всех без исключения народах.
Пусть Моисей запретил пить кровь, однако он разрешил убивать животных и “кропить” теплой кровью на человека, который вступал в отношения с Богом на основании “крови завета”. Это было, несомненно, более культурно, однако это все равно коренится в язычестве. С точки зрения современного человека не будет особой разницы между древним иудеем, измазанным с ног до головы кровью животного, и язычником, который только что сделал глоток крови, перемешанной с вином. Если заглянуть далеко в прошлое, все народы земли произошли из одного источника. Все народы на земле, по сути, одинаковы. Иисус прекрасно это осознавал, судя по всему. Он не считал язычников людьми “низшего класса”. Из “язычников” произошли многие великие люди. Аристотель, Сократ, Гомер, Конфуций, Александр Македонский, Архимед, Пифагор, Демокрит и так далее. Их наследие до сих пор имеет значимость в масштабе мировой цивилизации. Иисус относился к язычникам так же как и к евреям. И несомненно Он мог использовать языческие идеи, которые могли помочь людям в их вере в Бога и в духовном росте. Христианство в итоге пришло к идее, что перед Богом нет национальностей, разделений по статусу и так далее. Все люди одинаковы, все равны перед Богом.
Идеал причастия Иисуса как обряд единения, возвышенной дружбы, своего рода “братания” и клятвы Богу и друг другу – слишком высок. Вряд ли он достижим для разношерстной толпы верующих в наше время. Практичное большинство склонно понимать причастие скорее как индульгенцию от Бога. Они говорят Богу “спасибо за кровь и прощение” и идут заниматься своими делами. Слишком много богословских разногласий, слишком разные цели, слишком много личных мотивов и интересов. Церковь в том виде, в котором она сейчас является, не соответствует духу братства в общине Иисуса. Современное христианство скорее является тяжеловесной и окаменелой религией, нежели сплоченной и обученной группой, посвященной исполнению воли Иисуса как своего персонального учителя и духовного наставника. Не стоит никого винить в этом. Мы просто медленно все понимаем. В будущем, когда мы поймем Иисуса и Его учение лучше и глубже, все изменится к лучшему. Христиане вновь обретут и почувствуют дух причастия единой для всех чаши, которое преподал своим ученикам Иисус две тысячи лет назад.