Многие христиане, как и много веков назад, считают что Иисус есть воплощение Ягве, который явился Моисею и Израильскому народу на Синае. Так ли это? Вот что пишет Александр Мень о Ягве в своей книге “Магизм и единобожие”:
“Шел третий месяц с того дня, когда толпы Сынов Израиля покинули Дельту. Теперь они двигались через пустыню Синайскую, которая окружала святую гору. На горизонте уже были видны ее зубчатые вершины. “Синайская гора, – говорит французский писатель, – состоящая из глыбы темного гранита, которую уже много веков купает в своих золотых лучах солнце, есть одно из самых своеобразных явлений земного шара. Это законченный пейзаж безводного мира, какой мы себе представляем на луне или на другой планете, лишенной атмосферы. Правда, на вершинах Синая часто скапливаются страшные грозовые тучи, но гроза, вообще благодатная, здесь внушает только ужас… Из всех элементов природы здесь есть только камень, изборожденный жилами руды, порой сияющий на солнце своей алмазной поверхностью, но всегда враждебный жизни и ее влияниям. Тишина этих уединенных мест наводит ужас; слово, произнесенное тихо, рождает странные отголоски; путника смущает звук его собственных шагов; эта гора, с ее неуловимыми очертаниями, с ее обманчивой прозрачностью, ее странными отсветами, поистине “гора Ягве”.
У подошвы Синая, в оголенной долине Моисей приказал разбивать лагерь. Со страхом смотрели израильтяне на гранитные утесы, которые стояли, подобно сторожевым башням, при входе в загадочный мир духов. Из уст в уста передавались леденящие кровь рассказы. Здесь, в обители грозного Ягве, оживали все те предания, которые издревле окружали священную гору. Говорили, что ночами Владыка Синая ходит среди ущелий, и горе тому, кто встретит его на пути. Ягве обитает в таинственном мраке, у него нет никакого образа, и только голос Его может прозвучать с вершины, как он прозвучал Моисею из пылающего куста. Другие, напротив, полагали, что Ягве имеет человекоподобный облик, но ни один смертный не может остаться живым, взглянув на Его лицо. Для народа синайский Бог был прежде всего Божеством огня и бури. Быть может, не случайно само Его имя созвучно со словом “хава” – веяние. Он всегда является в пламени, от Его раскаленного дыхания тают холмы и плавятся гранитные утесы. Его окружают сонмы “сынов Божиих”, Он повелевает небесными светилами. Среди богов нет более могущественного, чем Ягве. Он Бог Синая, но он же Владыка пустыни, Сеир и Ханаана. После исхода Ягве показал свою власть над Амоном и другими богами Мицраима. Так постепенно в сознании кочевников синайский бог грома и огня превращается в мирового Бога. Ведь “мир” для них ограничивался Египтом и Передней Азией, а дальше начинались окраины вселенной.
Наконец, Моисей открыл свою цель народу. Он объявил, что Ягве для того освободил Израиль и привел к себе, чтобы заключить с ним вечный союз или завет. Отныне Израиль станет избранным народом Ягве, а Ягве берет на себя особое попечение о своих людях.
Если в прежние времена евреи молились тому же Божеству, что и многие семитские народы, то теперь они обретают своего Бога и благодаря тому становятся нацией. Ибо ничто не может явиться более прочным фундаментом для единения людей, чем общая вера.”
А.Мень в свойственной ему манере хорошо передает атмосферу бога Ягве. Ягве был божеством нескольких южных палестинских племен, и это было страшное божество. Оно являлось в огне, грохоте и дыме ныне потухшего вулкана горы Синай. Ветхий Завет повествует о том, что многие тогда представляли его в образе огромного свирепого быка или тельца. Эта та история, когда израильтяне вылили образ тельца и начали поклоняться ему в то время, когда Моисей поднялся на гору, покрытую дымом извержения. После мирных зеленых пейзажей равнинного Египта эта гора внушала древним евреям и окрестным племенам природный ужас.
В Ветхом Завете мы встречаем несколько имен Бога, и Ягве (это имя сейчас произносят как Иегова) – вовсе не первое в Библии. Первое имя Бога на странице первых глав книги Бытие является Элохим, имя во множественном числе, т.е. “Боги”. Многие видят в этом имени указание на Троицу. Есть еще имя Эль-Эльон (Бог Всевышний), которому поклонялся Мелхиседек. В книге Исход Иофор, “Мадиамский священник” и одновременно тесть Моисея, приходит в стан израильтян, и ему оказывают почет и уважение, хотя он и служил, скорее всего, Элохиму. Как мы помним, именно у этого священника Моисей провел много лет после первого бегства из Египта.
Итак, что же произошло, почему Ягве, Элохим и Эль-Эльон оказались в Библии? Имена ли это одного Бога? Скорее всего, Моисей свел все эти имена в одно. Как опытный лидер, он взял за основу Ягве, древнего и мрачного бога грохочущей горы Синай. В Ягве верили простые люди, потомки Авраама и многие семитские племена. Однако Моисей строго настрого запретил делать изображения Ягве. Мы помним чем закончилось непослушание евреев в данном вопросе: Моисей и группа верных священников устроили кровавое побоище в стане. Более того, Моисей провозгласил что Ягве лично хочет заключить договор с израильским народом. Бог-дух, у которого нет собственно имени (Я есть тот, кто есть), чьего изображения нельзя делать под страхом смертной казни и огромная грохочущая гора: это произвело на евреев неизгладимое впечатление. Идея избранного Богом народа живет и вдохновляет их даже сейчас, через четыре тысячи лет! Это сплотило их, это сделало их стойким и крепким народом. Проблема в том, что они, кажется, до сих пор понимают себя некоей “боевой организацией”, окруженной со всех сторон различными вражескими племенами, которые не поклоняются Ягве. Эта постоянная “война в голове” не дает им ощутить мир во всей его полноте.
Моисей возвысил в своем учении Ягве посредством более близких к истине представлений об Элохиме и Эль-Эльоне. Ягве стал единым или главным Богом. Сверхбогом, милосердным и превознесенным над кругом неба. Моисей объяснил, что Ягве требует прежде всего исполнения моральных заповедей – Десятисловия. Множество указаний на жертвы и обряды, как считает А.Мень в своей книге “Магизм и единобожие”, появились гораздо позже, когда Израиль уже остепенился и осел на плодородной земле. То есть такие книги как Второзаконие, были написаны гораздо позже, чем во времена многолетнего странствования по Синайской пустыне. Элохим, или Ягве, в изложении Моисея, предстал перед древними евреями удивительным божеством: таинственным, нравственным, справедливым, превознесенным выше всех богов на земле. Однако, к сожалению, времена были, так скажем, непростыми. Люди понимали только язык силы. Религия Моисея утверждалась силой страха и меча. Однако заложенные в ней идеалы влияют на людей до сего дня.
Итак, был ли Иисус воплощением Ягве? В послании Иуды, кстати, мы можем найти разночтения в древних манускриптах в стихе пять первой главы. В некоторых свитках сказано, что Иисус (а не просто Господь) погубил неверующих в пустыне. Это упоминается, как правило, только в научной библейской литературе: настолько контрастной идея, что Иисус огнем и мечом воспитывал древних евреев, представляется на фоне личных высказываний Иисуса о любви к человеку. Возможно, Иисуса можно скорее считать воплощением Эль-Эльона, Бога всевышнего, Которому служил Мелхиседек. Это тот, кто вышел к Аврааму с хлебом и вином, столь разительно напоминающим Причастие Иисуса. Нет, не похож Иисус на Ягве и его ангелов, которые вершили свои дела под покровом тьмы, в яростном огне и обжигающем ветре пустыни, которые убивали первенцев Египта и насылали на египтян язвы. Иисус принес образ иного Бога: Небесного Отца. Именно к этому идеалу на самом деле стремился Моисей и видел Его образ в учениях Мелхиседека и своего тестя Иофора. Проблема была в том, что Моисея бы не поняли, если бы он начал свой рассказ о Всевышнем Боге с милосердия и любви к человечеству. А вот рассказ о явлении Бога в огне и на земле, ходящей ходуном от землетрясения, произвел нужное впечатление.
Возможно, потрясение ожидает всех приверженцев иудаизма, чьи многочисленные поколения свято верили в Единого Бога, что древний Ягве был лишь племенным богом, чей характер был далек от совершенства. Однако Всевышний Бог все же действительно заключил с Израилем договор. Моисей дал своим соотечественникам самый возвышенный образ Бога, какой только был возможен в то время. Многочисленные имена Бога, постепенно, с течением многих веков, сливаясь в Ветхом Завете в одно Имя, дали представление о Небесном Отце лучше, чем все остальные религии мира. Так было до прихода Иисуса, который дал человечеству истинный, точный и самый высокий образ любящего Бога. К сожалению, только немногие вдумчивые и самые мудрые евреи увидели в Иисусе идеал Моисея.
“Так Бог давал заповеди в Ветхом Завете или нет?” – спросят простодушные верующие. Дело в том, что Бог лучше всего выразил нам свое Слово в своем Сыне. То, что Он говорил древним, как Он говорил это и какие духовные силы были вовлечены в те далекие события, нам уже вряд ли понять. Как не поняли бы древние бедуины и скотоводческие племена наши символы веры и образ Бога в нашем понимании. Зачем нам стараться постигнуть эти древние события если у нас есть абсолютно совершенное и полное откровение Бога в лице Иисуса? Наверное самый лучший совет в отношении Ветхого Завета дал апостол Павел. Перечитывая Библию, надо рассматривать древние истории лишь как мифы, образы, символы, знаки, которые ведут к Иисусу. Древнее прошло. Теперь все новое. Тот, кто живет лишь прошлым, перестает существовать для будущего.