Заголовок данной статьи, на первый взгляд, лишен всякого смысла. Многим известна другая фраза «Грешник в руках разгневанного Бога», связанная с известной проповедью американского пуританского проповедника Джонатана Эдвардса. Эта проповедь, произнесенная в 1741 году в Энфилде, штат Коннектикут, считается одной из самых известных в истории Великого пробуждения (Great Awakening) — религиозного движения в Америке XVIII века. При всем уважении к великим проповедям, проблема антропоморфизма, когда Богу приписывают некие эмоции, которые свойственны прежде всего человеку, а не Богу, была и остается актуальной во всех христианских конфессиях. А действительно ли Бог гневается так же как человек? Если нет, то как именно Он гневается?
Идея гнева Бога основана на фундаментальном религиозном архетипе, априорной категории препятствия, стены, разделения между святым Богом и грешным человеком. Разделение, судя по делам и мыслям человека, действительно есть. Со стороны человека. Однако, есть ли гнев Бога и есть ли сознательное отторжение человека со стороны Бога? Посудите сами: Бог абсолютно неуязвим, абсолютно недостижим для грешных существ. Он имеет бесконечный по возможностям разум и мудрость. В конце концов, Он есть абсолютная любовь и милосердие. Абсолютно вечный и справедливый, любящий и сострадательный, Он взирает на смертных существ, которые рождаются и живут считанные мгновения в масштабах Вселенной, борясь со своей материальной природой и грехом. Есть ли гнев Бога? Что мы можем сказать о гневе или других эмоциях Бога, если никогда не сможем заглянуть в бездну Его святой Личности?
Человеческий гнев — это сильная эмоциональная реакция на раздражение, несправедливость или угрозу, выражающаяся в чувстве недовольства, ярости или возмущения. Гнев может проявляться в мыслях, словах, физиологических реакциях (например, учащённое сердцебиение) и действиях. Человеческий гнев — это естественная эмоция, необходимая для защиты и самосохранения. Однако неконтролируемый или подавленный гнев может стать причиной разрушительных последствий для человека и его окружения. Что надо считать “естественной эмоцией” для бесконечного и бессмертного Бога, Творца Вселенной?
Если Бог абсолютно совершенен, и если, предположим, чувство гнева Ему все же присуще, Он всегда контролирует свой гнев. Более того, Бог знает все, Он точно знает причину греха, все факторы, которые сопутствуют греху, все нюансы случайных или неслучайных событий, которые окружают грешника. Очень часто случается так, что грешат прежде всего гены предков, а разум человека не справляется со своим организмом, который он получил в наследство. Действительно ли грех человека очень сильно оскорбляет Бога, который знает все наперед? Оскорбит ли грех малолетнего сына, залезшего руками в банку варенья, его отца, который прекрасно готов к такому повороту дел? Если Бог есть Небесный Отец, в согласии с учением Иисуса, то Ему свойственна бесконечная любовь к своим творениям. Из земной жизни мы знаем, что нормальная мать вряд ли откажется от своего ребенка, даже если ее ребенок – моральное чудовище. Почему Небесный Отец обязательно должен отвергать и эмоционально отрицать грешника, который по сути является Его творением, Его ребенком? Хотя бы с точки зрения материального творения?
Антропоморфизм заставляет людей уподоблять Бога им самим, чтобы понять Его. Как понимать Того, кто превыше всех наших мыслей? Человечество на определенном этапе открыло для себя праведный гнев, который удалось удержать в определенных нравственных рамках. И люди сразу же приписали это прогрессивное свойство самому Богу: Он гневается, однако одновременно проявляет милосердие. На самом же деле все обстоит несколько иначе.
Во первых, в человеческом языке нет слова, который точно описывает какое-либо чувство Бога, наподобие “гнева”. Нам этого не понять. Мы ограничены в понимании, однако Иисус дал нам образ Бога: это Небесный Отец. Значит, гнев Бога на данном этапе можно временно соотносить с чувствами любящего Отца, который переживает за каждого сына, даже отказавшегося от Него. Гнев ли это в обыденном понимании? Вряд ли. Есть ли разделение между отцом и его отпрыском в притче о Блудном сыне? Со стороны отца разделения нет: оно есть только со стороны сына.
Во-вторых, реакция Бога на мысли, слова и дела каждого человека уникальна, как уникальна сама эта человеческая личность. Персональные отношения невозможно как-то структурировать, систематизировать. Дух Бога настолько глубоко приникает в каждого человека, настолько хорошо знакомится с каждой индивидуальностью, что Его реакция – разная и порой совершенно необъяснимая. Как может абсолютно святой Бог может мириться с грехом и лично знакомиться с грешником? Может и, определенно постоянно делает это с целью привести к покаянию. Все яркие моменты прихода к Богу можно начать со слов “Бог нашел меня”. Мог ли Бог найти грешника, если бы между человеком и Богом была стена, или препятствие в виде гнева Бога или праведного негодования? Вряд ли. Бог находит каждого человека, близко знакомится с каждым человеком вопреки его грехам. Нет никакого “разгневанного” Бога, есть любящий Небесный Отец. И в конечном итоге, когда мяч переходит на сторону человека, все зависит от осознанного решения и торжественного ответа самого человека: с Богом он или без Него. Что выбирает человек: свой грех или Бога, который уводит человека от его греха и обещает дар вечной жизни?