Слова и идеи, высказанные лично Иисусом – факт такой же непреложный, как и существование личности Иисуса. Вместе с этим, надо различать слова и идеи, которые передали нам авторы Евангелий, пытаясь пересказать аутентичные идеи и слова Иисуса. Добавим сюда личные богословские идеи самих апостолов и авторов Нового Завета, которые они высказывают по ходу дела. Почти все, что мы имеем в Новом Завете, можно назвать “богодухновенным”, то есть полезным для нашего духовного роста в той или иной степени.
Одним из примеров богословской идеи, высказанной апостолом, и не являющимся напрямую учением Иисуса, является фраза Иоанна “И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать”. Следующий стих в тексте звучит так: “ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа”. Очевидно это заключение Иоанна, это его убеждение, которое он сделал спустя много лет после ухода Иисуса, которое долго обдумывал и в чем был абсолютно убежден.
Слово “благодать” (харис) активно использовалось в христианстве после ухода Иисуса. Это было новым откровением от Бога, философским и религиозным открытием, сделанным человечеством. Ранее понималось, что Бог требует исполнения закона (номос) прежде всего. Нет исполнения – нет благословения. И внезапно люди поняли, что Бог по сути своей является добрым: он может просто вручить подарок, незаслуженный и незаработанный. Именно отсюда появилось противопоставление закона и благодати.
В связи с этим слова Иоанна вызывают некоторое недоумение. Он явно говорит о благодати, однако… закон он тоже называет благодатью. С точки зрения грамматики данное место выглядит достаточно необычно: “χάριν ἀντὶ χάριτος·”, что буквально означает одну благодать против другой благодати с общеизвестным предлогом “анти”, то есть против. Несомненно, это пример личного богословия Иоанна, который (если текст не редактировался) посчитал нужным не отвергать закон Моисея и назвать его благодатью. Однако это несомненно рождает путаницу в понятиях. Для примера посмотрим как бы выглядели слова Павла, если бы он использовал на подобное замещение в послании к Римлянам: “Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под благодатью, но под благодатью. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под благодатью, а под благодатью? Никак”.
Возможно первая церковь увидела, что идея бесконтрольной и неразумной благодати (харис) несет в себе некоторую опасность. В то время как исполнение религиозного закона (номос) дисциплинирует, организует общество, идея благодати, когда Бог якобы раздает индульгенции налево и направо, явно дестабилизировала особенно низкие необразованные слои общества. Именно поэтому Павел пытался подробно объяснить что верующие “под благодатью” все равно обязаны не грешить. Вероятно именно поэтому первоначальный раскол между благодатью и законом был церковью “заштопан” и ретуширован. Все эти термины и проблемы появились после Иисуса и, соответственно, идея благодати в том виде, котором она появилась в ранней церкви, не является непосредственным элементом учения Иисуса.
Идея незаслуженной милости присутствует в учении Иисуса, однако не в форме слова “харис”, а в ином виде. Как концепция, как идея связанная с милосердием Бога. Данная безымянная концепция есть например в притче о блудном сыне. Блудный сын нарушил все законы и вернулся к отцу, который простил его и принял обратно независимо от его поступков. Или примерно то же мы находим в притче о царе и должнике: царь требует уплаты долга, должник умоляет о милости потому что ему нечем платить. И царь прощает ему долг без всяких условностей или обрядов, просто потому что так решил.
Однако в учении Иисуса идея “харис”, незаслуженной благодати, обладает одной исключительно важной особенностью. Она используется лишь однажды, как поворотный момент в спасении человека, находящегося в критической ситуации. В учении Иисуса “харис” не является неким фундаментальным принципом, который ведет человека всю его жизнь и позволяет ему грешить, каяться, и так бесконечно по кругу. Блудный сын, принятый отцом очевидно на следующий же день столкнулся с вызовом опять стать сыном и на деле доказать данный факт. Должник, прощенный царем, к сожалению не выдержал испытания и начал вымогать деньги у своего друга, словно пример царя ничего для него не значил. После прощения человек, согласно учению Иисуса, был призван к духовному росту и добровольному совершенствованию, к добрым делам и постоянному духовному общению с Богом. “Как здесь грешить?” – совершенно справедливо восклицал Павел. Если же человек отказывается от духовного роста, что происходит в данном случае?
Вероятнее всего, если есть “возврат на свою блевотину”, то никакая богословская концепция благодати уже не поможет. По сути, отношения с Богом превыше идей благодати или закона или иных правил. Весь секрет заключается, что Бог в каждом отдельном случае решает персонально и в зависимости от многих факторов. Именно поэтому Иисус учил о любви к Богу, поскольку именно любовь решает все проблемы и устраняет все препятствия между Богом и человеком. Любовь есть универсальная концепция, которая включает в себя и благодать, и закон, и устраняет противоречие между двумя этими религиозными доктринами.