Молитва Иисуса к Небесному Отцу о своих учениках в Евангелии от Иоанна великолепно раскрывает какой должна быть беседа с Богом. По сути, это более яркий пример молитвы, нежели “Отче наш” в евангелии от Матфея. И эту молитву евангелист Иоанн запомнил с поразительной четкостью. Иисус провозглашает, что Он открыл Небесного Отца своим ученикам. Что же Он просит для своих уверовавших апостолов?
Во-первых, Иисус просит “единства в Духе”: “Я – в них, Ты – во Мне, и они – в Нас”. Является ли это единство догматическим, интеллектуальным единством? Или эмоциональным? Значит ли это призыв к однообразию, что мы должны быть абсолютно как две капли быть похожими друг на друга и на Иисуса в характере? Нам придется отвергнуть все эти версии: такого единства нам не добиться. Апостолам и всем верующим Иисус предлагал единство, возникающее на личностном притяжении. Только такое единство может нивелировать встроенные в нас инородности, которые делают невозможным наше полное единство.
Что является универсальным понятием в разнообразных народах, культурах, цивилизациях? Это личность, или понятие “Я”. Единство в духе, как его предлагает Иисус – это динамичное подчинение гравитации личности Отца и Сына, Божественному “Я”. Даже если верующие понимают по-разному предметы веры, даже если они по-разному понимают самого Иисуса – главное не это. Главное – это движение по направлению к Иисусу, вращение вокруг центральной звезды. Только такое единство, которое упоминал Иисус, имеет реальную силу бесконфликтно сблизить диаметрально противоположных людей.
Во-вторых, Иисус просит в молитве безопасности: сохранения последователей от зла. Однако апостолы все погибли от столкновения с этим самым злом: что же имелось в виду? Иисус пояснил, что Он не желает чтобы апостолы были взяты из мира. Каждый человек сталкивается со злом практически ежедневно. Речь идет не о зле материального мира, а о губительном воздействии духовного зла, которое “ломает” человеческую душу и рвет сердце на клочья. Которое может приникнуть внутрь и разбить веру человека. Человек слаб. Иисус просил такой защиты, которая могла бы спасти личности и единство верующих. И возможно, слова “освяти их истиной Твоей” и являются просьбой о том, как именно будет осуществлена эта защита от зла: верующие всегда будут знать истину, и значит глубинное, фундаментальное единство истинных христиан разрушить нельзя. Это тот таинственный неразрушимый духовный камень, который пребудет на Земле пока она существует.
“Я открыл имя Твое тем, кого Ты взял из мира и дал Мне. Они были Твоими, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Теперь они поняли, что все, что Ты дал Мне, исходит от Тебя. Я молюсь о них. В них Я был прославлен. Я уже больше не в мире, но они в мире, а Я иду к Тебе. Святой Отец, сохрани их во имя Твое — имя, которое Ты дал Мне — чтобы они были одно, как и Мы одно. Пока Я был с ними, Я сам хранил их во имя Твое. Я молюсь не о том, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы Ты сохранил их от зла.
Освяти их Твоей истиной: Твое слово есть истина.
Как Ты послал Меня в мир, так и Я посылаю их в мир.
Я молюсь не только о них, но и о тех, кто поверит в Меня по их слову, чтобы все они были одно. Как Ты, Отец, во Мне и Я в Тебе, пусть и они будут в Нас, чтобы мир поверил, что Ты послал Меня.”