После того как Иоанн Креститель был арестован и посажен в темницу во дворце Ирода, Иисус начал свою проповедь. “После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что “исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие”. (Марк, 1 гл.)
От момента крещения Иисуса до момента ареста Иоанна должно было пройти несколько недель или месяцев, в течение которых Иисус, вероятно, готовился к служению в Капернауме и наставлял учеников. Подробных сведений о том, что именно происходило в этот промежуток времени, в Евенгелиях нет. Однако известно, что Нагорная проповедь была произнесена для апостолов еще до ареста Иоанна Крестителя.
Главная тема проповеди Иисуса тогда была, на первый взгляд, похожа на проповедь Иоанна: “покайтесь, Царство Божье уже близко”. Однако там уже не было ни темы огня, ни топора который лежит у корня бесплодного мирового дерева. Евангелие Царства Божьего – ядро публичного учения Иисуса, обладало рядом уникальных черт.
1. Иисус учил что Царство Бога не придет видимым образом. Вхождение в царство Отца не знаменуется войнами или потрясениями. Царство небесное — рядом с каждым человеком , а точнее, внутри него. Все, вошедшие в него, обретают интеллектуальную и духовную свободу, обретают радость спасения. Иными словами, царство Божье в учении Иисуса есть “праведность, мир и радость в Святом Духе”.
2. Вход в Царство Божье согласно учению Иисуса, обретается посредством веры в Небесного Отца, веры в Его любовь и, наконец, веры в возможность стать сыном Бога в стремлении к святости. Иисус учил что все это достигается усилием веры и любви, а не жертвами и обрядами или особыми скрытыми знаниями.
3. Согласно Иисусу, хотя вхождение человека в невидимое Царство Бога зависит от усилий человека – веры и искренности, сам процесс спасения занимает время, наподобие роста растения. Данный рост движим духовными силами за пределами человеческих возможностей. Иисус объяснял, что человек должен испытать духовное перерождение, что он должен иметь таинственное общение с Духом Бога в своем разуме, и наконец, Бог со временем приводит человека к некой форме совершенства.
Все эти пункты учения Иисуса разбросаны по Евангелиям и Новому Завету. Но несомненно, Евангелие Царства Божьего, которое начал проповедовать Иисус после ареста Иоанна Крестителя, обязательно должны были быть последовательны и сопоставимы в течение 3 лет служения Иисуса. Подобное духовное учение было расценено неоднозначно: многие посчитали что это отход от иудаизма. Все мировые религии весьма пессимистично смотрят на человека и его положение. В учении Иисуса человек обладает удивительной привилегией и невообразимыми возможностями: сам Бог приглашает его в свое духовное Царство!