Учение Иисуса проникнуто особым духом – любви, надежды, света. Тайна духовного растения внутри человека дает надежду и вдохновение. Там внутри происходит нечто хорошее, люди меняются к лучшему. Однако есть некоторые места в Евангелиях, не вписывающиеся в этот сценарий. Консервативные верующие скажут, что мы обязаны поклоняться всему тексту Библии и жертвовать своей духовной интуицией и непротиворечивостью разных логий Иисуса, просто потому что это – Библия. Однако попытки интегрировать отдельные места из Библии в светлый и простой образ учения Иисуса скорее приносит больше вреда, нежели пользы. Наша вера и разум увядают, когда мы пытаемся соединить то, что соединить невозможно.
Как вы знаете наверное, одним из ярких примеров подобного искажения смысла и духа учения Иисуса является грубое и унизительное обращение к язычнице в Тире, которая хотела получить исцеление для своей дочери. На мой взгляд, эти слова были приписаны Иисусу. Причиной, видмо, было желание апостолов показаться “своими” в лоне иудаизма до разрушения Иерусалима. Невозможно представить более глубокого контраста между оскорбительными словами, обращенными к язычнице, и словами Иисуса о любви, милосердии и равенстве всех перед Богом.
Другим примером является притча о десяти девах – разумных и неразумных (Матфея 25, 1-12). Написано, что “глупые” девушки, встречавшие жениха ночью, не взяли с собой дополнительного масла в кувшинах. В Палестине того времени жених хранил интригу и никто не знал когда он пойдет в дом к невесте. И вот 5 разумных с маслом присоединились к процессии и попали на свадебный пир, а 5 “глупых” побежали покупать масло (без светильников было нельзя) – и опоздали на пир. Когда они стучались в дверь – жених ответил “я не знаю вас”.
Вот несколько вопросов, вызывающих недоумение.
Если масло – это нечто духовное, то как эта духовная субстанция может “кончиться”? Неужели Бог дает духа “мерой”? Даже апостол Павел уверенно писал, что никто и ничто не может лишить нас “начатка” духа и любви Бога. Иисус учил что наш свет должен светить всегда – и светильник просто не надо накрывать сверху . Как может кончиться то, чему нет конца? Может речь лучше вести о том что 5 “нерадивых дев” намеренно угасили огонь светильников? Нет – они просто уснули.
Как можно просить у своих подруг масла, если это понимать в духовном смысле? Это верно, что есть духовные вещи, которые мы не можем заимствовать у других – однако в притче это не отражено. Пять “разумных” девушек все же могли отлить немного масла своим подругам. Неудачный пример? Ведь “масла” надо просить у Бога, а не у людей.
Кто эти торговцы, которые торгуют маслом? Мы читаем, что неразумные девушки-таки купили масло и прибежали обратно. Если масло надо понимать в духовном смысле – значит дух все же можно заимствовать у других?!? Ведь некие таинственные торговцы продали им масла! Кто такие эти “добрые” торговцы и почему они не находятся с женихом на брачном пире?!? Почему в такой радостный момент они посреди ночи сидят в своих лавках или магазинах? Почему они продают божественные дары за деньги? Разве это возможно? Не похоже ли это на современные церковные лавки, торгующие “святынями”?
Почему 5 разумных дев не решились на шаг милосердия и любви к подругам? Взялись бы за руки, держа один светильник на двоих – и пошли бы на пир вместе. Это же не сознательный грех и не явное зло – не подумать о масле “про запас”! Это явная ошибка, но это не сознательный поступок, как в притчах Иисуса о талантах: там один человек сознательно зарыл свой талант в землю. Вместо милосердия, пять “умных” девушек холодно отвечают, что они опасаются за свое спасение, и поэтому им нет дела до глупых подруг. А правильный ли это поступок, когда сам Иисус пожертвовал своей жизнью за грешников?!?
Ну и последний вопрос – так сколько же надо масла “про запас” для спасения? Чем больше тем лучше? Кажется это значит, что торговцы маслом хорошо заработают. Особенно на лицах женского пола. Эта притча, на мой взгляд, этим и отличается от остальных притч Иисуса – здесь присутствует корыстный интерес. Как среди девушек, так и в скрытом посыле срочно бежать и приобретать “божественное масло” у разных торговцев.
Наконец, эта притча – единственная “женская” притча в Евангелиях, в которой 5 из 10 женщин предстают в негативном свете. В ней использовано слово “глупые”, что очень близко в психологии к обидному и запрещенному Иисусом слову “дурак”. Вывод состоит в том, что эта притча инородная по сути и содержанию и, вероятно, была добавлена кем-то в евангелие от Матфея в позднее время.