fbpx

ФОРМУЛА ДУХОВНОЙ НИЩЕТЫ

Есть одна психологическая проблема, рожденная в религиозных кругах. Две крайности, между которыми балансируют христиане. И это духовное уравнение плохо поддается решению. С одной стороны, это низкая самооценка, самобичевание, безвольность и забитость. Серые, безынициативные и безрадостные люди уныло повторяют: “мы никто и зовут нас никак, мы лишь ничего не стоящие рабы Бога и властей”. Совершенно забитая людская масса этой породы, к сожалению очень легко управляется мошенниками любых мастей, особенно если последние залезли во власть. У них отсутствует воображение и инициатива, дерзновение и желание что-то менять в жизни.

С другой стороны, на другом полюсе, им противостоит другая группа людей, собранных “во имя Божие”. Это нагловатые и оптимистичные люди, которые верят что все смогут “в укрепляющем Иисусе Христе”. Они полны намерений и планов, они радостно предвкушают все победы, которые им даст одержать сам Господь Бог. Успех, влияние и обилие финансов – вот их мотто, то есть движущая сила. Такие с удовольствием посещают церкви и любят слушать укрепляющие и позитивные учения, подтверждающие их бескрайний оптимизм и наполеоновские планы в жизни. “Сколько можно плакать у креста?!?” – вопрошают самые продвинутые из них. “Надо уже у Трона Небесного Отца собираться и наслаждаться потоками благодати!”.

В общем, эта картина напоминает противостояние пессимистов и оптимистов, как в известной философской песне блаженного Макаревича (от греческого слова “макариос” – блаженный) “Разговор в поезде” между двумя пассажирами, сошедшими где-то под Таганрогом. Однако меня подобный вопрос интересует в ракурсе слов Иисуса “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное”. Что это значит? Это точно не значит самоуверенности и нарциссизма. Но полное обнищание силой личного духа, кажется, грозит стагнацией и потерей вообще своей воли! “Что мне вообще лохом стать?” – вопрошают выходцы из так называемого Русского мира. Значит где-то между двумя этими крайностями есть золотая середина? Надо быть предельно скромным, но и одновременно не отказываться от своих желаний?

Во-первых надо признать, что недостаток понимания учения Иисуса заставляет нас сочинять свои теории и личные религиозные правила. Учение Иисуса пока, к сожалению, не вмещается целиком в голову и различные его части выпадают одновременно с нашими попытками “впихнуть” в свой разум другие части. Как христианство можно представлять как блеяние серого и забитого стада, если Иисус учил “вы – свет мира”?!? Как можно мечтать о деньгах, сыплющихся с “престола благодати”, если Иисус предупреждал об опасности любви к деньгам? Слова Иисуса “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное” надо понимать с точки зрения духовной силы и высокой нравственности. Нищих в наше время не так много. В древности их было гораздо больше, и они упорно искали пропитание и находили его. Они прилагали все силы, чтобы не умереть с голода. Это был “клуб настойчивых и находчивых” людей. Духовную нищету в учении Иисуса не надо рассматривать с позиции психологических концепций оптимизма или пессимизма. Эти слова надо понимать как динамику поиска, добычи духовного хлеба. Это ощущение или состояние ума, которое заставляет признать нас “недоделанными” и каждый день просить у Бога кусочек истины, потому что мы духовно голодны. Однако если христианин чувствует себя сытым, то, разумеется, он уже вряд ли нищий и голодный в духовном отношении.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *