Теологическая теория “спасен однажды – спасен навсегда” до сих пор остается острой темой для споров и причиной горьких разочарований в церковной среде. Представьте себе что уважаемый лидер мега-церкви, много лет проведший в служении, внезапно впадает в грех и это делается известным общине. Данные люди приносили “плод Духа”, сознательно исповедовали Иисуса Господом и все равно сознательно свернули на дорогу греха. Значит ли это что они никогда не были спасены? Или значит ли это что эти люди лишь временно упали, и несмотря на грех, они все же будут спасены? Но последнее утверждение означает что грех позволителен, что противоречит многим библейским высказываниям. Как это все объяснить?
Кажется, все большее количество людей начинает догадываться, что есть некое иное объяснение дилеммы, и что многие протестантские и евангелические доктрины находятся в развитии, а не являются вечными истинами. Действительно, для того чтобы решить данную проблему, надо выйти за рамки общепринятой богословской системы, подобно многим математическим задачам, которые были неразрешимы до определенного времени, когда были наконец открыты новые основополагающие научные концепции. В данном случае предельно ясным объяснением падений уважаемых христианских лидеров является теория духовного роста, о которой говорил Иисус Христос. В Его учении термин “спасение” должен пониматься несколько иначе, нежели понимается в наши дни. Спасение не случается “однажды”. Это продолжительный во времени процесс.
Общепринятой точкой зрения в христианстве является два условия, при которых человек становится настоящим христианином: во-первых, это вера, во-вторых – духовное рождение, или рождение свыше. Неверующий человек никак не может ощутить духовное присутствие Бога иначе если не поверит, откроет сердце и разум. Миллионы христиан пытаются донести до миллионов неверующих людей реальность своего духовного опыта и личных переживаний: они призывают к вере в Бога: “поверьте, и вы сами почувствуете!”. Незамедлительно после уверования наступает момент духовного прозрения, и духовный слепец внезапно начинает видеть некие духовные реалии. Эта внутренняя картина преобразует человека изнутри, он не может не измениться. Но что человек видит и как именно реагирует – зависит от его способностей, индивидуальных качеств. Наверное самое часто встречающееся явление в данном случае – это потрясение и восхищение. Это то, что до сих пор неразумно отрицают материалисты: религия есть проявление реальности духовного мира.
Очень часто теологи ошибочно называют подобное прозрение окончательным пунктом духовного развития. Если человек рожден свыше (стал “дваждырожденным”), то спасение достигнуто, полагают они. Учение Иисуса говорит, что духовное рождение человека не означает непреложности спасения. В чем тут дело? Дело в том, что духовное рождение, хоть и является чудом человеческого существования от Бога, не является магией и волшебством перенесения человеческой личности в безопасное место. Это только начало духовного роста, и данный рост требует ежедневной решимости и желания человека. Мы можем вспомнить притчу Иисуса о том, как растение чахнет среди сорняков и не дает плода. Эти слова – о духовно рожденных и укорененных в вере людях. Они увидели реальность духовного мира, но потом сфокусировали внимание на вещах материального мира и их духовный путь закончился там, где возобладали их земные желания.
Мы часто забываем еще одно, на менее важное условие спасения, кроме веры и духовного рождения: это любовь к Богу и Его поиск. Зачем искать Бога? Не означает ли духовное возрождение окончание всякого поиска Бога? Достаточно вспомнить апостола Павла, который писал что ведет поиски Бога постоянно. Зачем же? Дело в том, что духовное рождение есть лишь первое, нечеткое видение Бога “сквозь мутное стекло”. Первая картина увиденного Бога в нашем сознании – детская, схематичная, примитивная. В данном первоначальном понимании Бога присутствуют чуждые религиозные предустановки, заблуждения, неспособность отличать детали и так далее. Главная задача “дваждырожденного” – фокусировать свой взгляд на Боге, пытаться понять Его лучше, общаться с Ним. Этот этап духовного роста очень удачно сравнивается с ранним младенчеством. Данный этап заканчивается успехом если ребенок растет, учится и наконец начинает узнавать и общаться со своими духовными Родителями.
Как ни парадоксально, история человечества говорит нам что и это не является последним, финишным этапом спасения души человека. Оказывается, можно пережить второе рождение, искать Бога, однако… неверно Его понять, создать ложный образ личности Бога в своем сознании. Можно найти Бога, однако так и не узнать Его. Иисус дал нам образ Бога: это любящий Небесный Отец. К сожалению, многие христиане до сих пор видят и понимают Бога иначе. У некоторых Он – небесный диктатор, жестокий правитель. Для некоторых – равнодушный судья. Или личность, которая добивается своего любой ценой. Что угодно. Причем данные ошибочные представления о Боге сокрыты в глубине сознания, они не могут быть идентифицированы извне. Внешне перед вами может стоять обычный добрый христианин, однако в кризисной ситуации он может поступить в согласии со своей неправильной природой понимания Бога: “если Бог приказывал убивать, значит и я обязан убивать”. Несомненно это вечная трагедия верующих людей, которые творят страшные дела, затем в ужасе осознают содеянное и растерянно спрашивают у Бога “почему я так поступил?”.
Почему? Потому что поиск Бога был закончен слишком рано. Было принято ошибочное решение, что вопрос спасения решен, личность Бога и Иисуса идентифицирована и теперь можно расслабиться и заниматься бытовыми делами. Иисус однажды говорил, что те, кому мало прощается, мало любят. Небольшая любовь к Богу есть причина остановки духовного роста, неправильных выводов о Боге и даже духовной смерти. Апостолы учили “свершайте свое спасение”, указывая на постоянную работу и поиск. Люди же как правило ленивы. Наверное поэтому они любят фразы типа “спасен однажды – спасен навсегда”.
Это приводит к интересным социальным последствиям в религиозном обществе. Всегда существовали огромные общины или конгрегации, где духовный поиск был остановлен, где верующие представляют собой клуб или идейную, даже политическую организацию. Забыв о духовном поиске, забыв о том, каков Бог на самом деле, такие обычно желают заниматься переустройством общества, жесткими методами и, не считаясь с последствиями, устанавливать “теократические” государственные порядки. Они, возможно, некогда пережили духовное рождение и знают о духовном мире, поэтому полны решимости. Однако они прекратили духовный поиск и забыли о том, что Иисус не прибегал к насилию. Другие же просто поддаются своим затаенным соблазнам и падают во грехе. Могут ли быть спасены такие? Вопрос остается открытым. Иисус не часто говорил о спасении как таковом. Он говорил о росте и любви к Богу. Наверное это лучший совет для христиан: не мучать себя вопросом о спасении, а лучше фокусировать внимание на поиске Бога. Ищу ли я Его? Понимаю ли я Его? Рад ли я образу Бога, который я нарисовал в своем сознании? Верен ли этот образ? Согласен ли я с Ним? “Всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.”