“Не судите, чтобы и вас не судили. Так же, как вы судите других, так будут судить и вас, и какой мерой вы мерите, такой будет отмерено и вам”.
Идея суда (правосудия) связана со знанием всех обстоятельств и мотивов преступника. Вынести справедливый приговор может только группа назначенных судей, беспристрастно рассматривающих преступление. Именно с этой точки зрения отдельно взятый человек не в состоянии обеспечить истинное правосудие: вследствие своего незнания, ограниченности и часто предвзятости. Более того, даже группа профессиональных судей часто не в состоянии увидеть всю истину: только Бог видит все намерения.
Иисус, вероятнее всего, имеет здесь в виду личные взаимоотношения людей. Человек может иметь суждение (мнение) о своем собрате и его поступках – однако когда он берет на себя смелость давать оценку настаивать на своей правоте и требовать неких действий со стороны общества – это называется “судить”. Иисус предупреждает что следствием такого поступка будет ответный “зеркальный суд” со стороны других людей. В итоге, как правило, это приводит к волнениям и репутационным издержкам всех сторон, вовлеченных в конфликт за исключением тех случаев когда осуждается явный грех или испорченность.
Иисус дал эту заповедь своим ближайшим апостолам в Нагорной проповеди, Он учил апостолов что их призвание – спасать людей, а не судить их. Иисус требовал от них, чтобы в течение своей смертной жизни они были милосердны ко всем своим братьям. Милосердие может быть чрезмерным, однако это лучше чем исказить правосудие. Если мы – не судьи или прокуроры, значит можно считать себя “адвокатами” или, по крайней мере, просто друзьями (хотя это нелегко) по отношению к неприятным людям. Если человек не находит в себе моральных сил быть другом или адвокатом, то, вероятно, стоит подумать об увеличении дистанции и прекращением отношений.
Христос описывает ситуацию когда человек судит своего ближнего из благих побуждений: чтобы исправит его недостаток: Что ты смотришь на соринку в глазу твоего брата, когда в своем собственном не замечаешь бревна? Как ты можешь говорить твоему брату: “Дай я выну соринку из твоего глаза”, – когда в твоем глазу бревно? Вытащи сначала бревно из собственного глаза, а потом увидишь, как вынуть соринку из глаза брата.
Как правило, все люди обладают примерно одинаковыми несовершенствами и пороками. По учению Иисуса, чтобы изменить мир к лучшему – надо для начала изменить к лучшему самого себя. Когда мы сначала судим самих себя, мы становимся лучше и со временем начинаем понимать как исправлять людей вокруг себя: и это достигается не разговорами наподобие “Брат, ты здесь не прав”. Согласно Иисусу, люди меняются к лучшему медленно и не под воздействием судов и разговоров.
Рассуждая о правиле “не суди” люди часто задают вопрос об обличении царя Ирода со стороны Иоанна Крестителя или резких суждениях о фарисеях самого Иисуса: “значит судить все же можно?”. Вероятно, все дело в полномочиях: если человек чувствует, что он имеет относительно безошибочное духовное видение и соответствующую нравственную чистоту – то суд, а точнее обличение разрешено. Для того, чтобы озвучивать свои суждения, нужно обладать не только миссионерским поручением (возможно от самого Бога), но и готовностью пострадать за правду и дорого заплатить за свои слова.