Возможна ли духовная смерть верующего человека после произошедшего духовного рождения, рождения свыше? Это возможно по нескольким причинам. Во-первых, человек имеет свободу воли как до прихода к Богу, так и после этого. Он имеет право выбрать добро или зло как до духовного рождения, так и после него.
Во-вторых, в учении Иисуса это особенно ярко выражено в притчах о неверных домоуправителях (управляющих). Они делают вывод что хозяин скоро не вернется и осознанно выбирают путь греха. Вспомним прощенного должника царя, который не захотел простить своего брата. Очевидно, что речь в притче шла о покаявшемся и прощенном человеке, который осознанно выбрал зло уже после прощения. Вспомним притчу о четырех родах семян: некоторые растения выросли из посеянных духовных семян, однако не дали плода или умерли. Причина состоит не только в условиях, которые человек не может контролировать. Очевидно, что человек сам решает, что его более интересует в жизни: Бог или богатство. Вспомним, наконец, приглашенного на пир человека, явившегося не в “брачных” одеждах, которого царь попросил покинуть помещение.
Как правило христиане считают что истинно рожденные свыше уже не грешат, соответственно не могут духовно умереть. Данное утверждение, взятое из послания Иоанна, противоречит как контексту, так и реальной жизни. Иоанн имел в виду что духовно рожденный не грешит, если только “хранит” себя, пребывает в Иисусе. Как только эта охрана и бодрствование исчезают, рожденный свыше вполне способен совершить любые грехи. Нет никакой необратимости, все возможно в отношении выбора человека. Утверждение “а он и не был возрожденным” в отношении другого человека странным образом сменяется “прости если сделал что не так” в отношении своих собственных грехов.
Испокон веков верующие всегда хотели найти себе оправдание и религиозную уверенность, что все в порядке и с ним будет все хорошо. Теория о избранном народе, оправдания делами, оправдание как “омытии кровью жертвы” или уверенности в спасении, есть примеры попыток обретения такого самоуспокоения в отношении воздаяния за грехи. Однако в учении Иисуса вопрос греха – не самый главный по приоритету. В учении Христа после духовного рождения начинается духовный рост, который только в далекой перспективе означает постепенное уменьшение ошибок и неумышленных грехов в жизни. Никто за одно мгновение не может стать совершенным, все мы проходим стадии взросления начиная с младенчества. Путь духовного следования за Иисусом, путь духовного роста означает принятие ежедневного, регулярного и периодичного решения быть верным Богу и продолжать поиск. В один прекрасный день человек может отказаться от Пути. Как правило в таком случае человек находит некое “перманентное” решение для самооправдания, наподобие принадлежности к “избранному народу”. От Иисуса сознательно ушло большое количество учеников в Капернауме: они сделали свой выбор даже когда сам Сын Бога обратился к ним с проповедью. Иуда Искариот тоже сделал свой выбор, отказавшись от веры в Иисуса.
Духовное рождение как опыт контакта, соприкосновения с Богом, несомненно необходимое условие спасения души. Однако недостаточное. Это лишь начало пути, на котором человек все так же, с учетом нового духовного опыта, самостоятельно принимает решения. Даже ощутив все великолепие и гармонию духовного мира, человек может вернуться в мир и выбрать материальное благополучие и удовольствия. Человек может сделать логические выводы, препятствующие духовному восхождению. Может произойти все, что угодно. Данное утверждение, несомненно, может огорчить многих людей, которым нужна стабильная уверенность в спасении. “Неужели я должен простоять всю жизнь на коленях, продолжая некие духовные поиски, когда жизненные годы уходят прочь?”. Конечно же стояние на коленях ничего не даст если сердце ищет другого, да и сам духовный поиск это не стояние на коленях: подобная постановка вопроса неверна. Главным секретом спасения, достаточным условием спасения является истинная любовь к Богу. При наличии таковой, согласно учению Иисуса, человек ежедневно делает выбор следовать Пути, и, соответственно, его духовный рост никогда не прекращается, что автоматически вводит его в вечную жизнь. Драматическим концом жизни, собственного трагического существования может стать осознанное заявление: “Бог, я не люблю Тебя и не люблю Вселенную, созданную Тобой.”