fbpx

Комментарии

(под редакцией V.C.Kravitz)


3 Послание Иоанна

1 Старец — возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. 

Старец, что значит руководитель или старейшина (пресбутерос). Иоанн в этом коротком письме очень часто повторяет эти два слова: любовь (агапе) и истина (алетейя). В ранней церкви верующие не только не стеснялись выражать свою любовь, более того: любовь была сакральным, возвышенным идеалом, святыней. Несомненно – это было результатом влияния личности и учения Иисуса. 

2 Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всём, как преуспевает душа твоя. 

“Возлюбленный” (агапетос): опять, в ранней церкви подобное обращение практиковалось без стеснения. Сам Иисус часто повторял слово “любовь”. Пожелание здоровья – это общепринятое пожелание и в наши дни. Что значит “преуспевать во всем”? Может ли последователь Иисуса преуспеть в накоплении богатств, приобретении популярности и власти, к примеру? Душа может преуспеть в приближении к Богу, следовательно преуспевание в материальном мире не должно отдалять от Бога: богатство, любовь к власти, популярности и влиянию скорее вредят духовному росту, нежели помогают. В согласии с учением Иисуса, не всякое развитие и преуспевание в чем-то ведет к Богу.

3 Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. 

Свидетельство (мартирос): для ранних христиан, чьим идеалом была истина (алетейа), всякое публичное свидетельство было своего рода священнодействием, трансформацией мира и сознания. “Этот человек верен истине” – подобная фраза, озвученная при свидетелях, значила очень много. Иисус внушил апостолам и ученикам, что они обязаны “свидетельствовать” об Иисусе перед всеми людьми. Это поручение, вероятно, и было основанием для уважения всякого общественного свидетельства. Иоанн радуется (эха́рэн) когда получает подобное свидетельство о Гайе от других верующих. Ударение на радости – еще одна отличительная черта ранней церкви, наряду с понятиями “любовь”, “свидетельство”, “истина” и “верность”.

4 Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. 

Нет ничего необычного, что проповедники, особенно престарелые, называли своих собратьев и сестер, особенно которые пришли к вере благодаря усилиям таких старцев, своими “детьми”. Однако Иисус просил не называться отцами или наставниками чтобы избежать иерархической структуры общества. К сожалению, мы до сих пор не можем последовать этим простым и ясным словам Иисуса. Радость от того, что братья и сестры по вере ходят в истине – несомненно, возвышенная и прекрасная радость.

5 Возлюбленный! Ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. 

Опять повторяется слово “возлюбленный” (агапетос). Опять мы видим слово “верность”. Повторение ключевых слов служит для цементирования основополагающих истин в церкви. Иоанн плавно переходит к теме конкретных дел для братьев (сестер) и особенно “странников” (кзенос). Странники, пришельцы, даже “бродяги” – это миссионеры и евангелисты, странствующие от города к городу. Миссионерская организация, сконструированная Иисусом, была весьма эффективной в то время. “Дела” – следующий маркер для обозначения верного направления жизни верующих. С точки зрения направления, данного Иисусом, поддержка тяжелого труда миссионеров – дело, несомненно, нужное.  

6 Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, 

Странники, или бродячие евангелисты, публично “засвидетельствовали” о любви получателя письма (Гайя): не повод ли это опять помочь им в их служении? Иоанн явно указывает на это. Слово “отпустить” (пропэ́мпсас) надо понимать в значении “активной помощи”. Любовь служила “маркером” принадлежности к кругу учеников Иисуса.

7 ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. 

Одно из мест, вызывающих некоторые вопросы. Слово “язычники” на греческом звучит как “ефнос”, более известное сегодня как слово “этнос” – народность, племя. Евангелисты, судя по всему, отказались принимать материальную поддержку либо от поклонников иных культов, либо от иноплеменников. Как известно, автором послания считается еврей Иоанн, ученик Иисуса. Кого он называет “ефнос”? Если представителей иных национальностей – то значит ли это что евангелисты и сам Гай были евреями? Если они были греками, то выходит, под словом “ефнос” Иоанн понимает не национальность, а вероисповедание. Возможно, члены церкви в то время уже понимались как избранный народ (новый Израиль), в то время как неверующие (иногда той же национальности) – “язычниками”. В учении Иисуса мы не находим ничего касательно данного сугубо практического вопроса – можно ли принимать пожертвования от неверующих или нет.

8 Итак, мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине. 

Иоанн переходит к идее долга (императиву): мы должны принимать (аполамба́нэйн) евангелистов. “Аполамба́нэйн” по сути опять означает “активно помогать” выражаясь современным языком, хотя буквальное значение этого слова скорее относится к эмоциональному и сердечному принятию странствующих евангелистов. В очередной раз повторяя слово “истина”, Иоанн говорит о привилегии содействия и усиления истины – “сюнэрго́й” (споспешники), от которого рождено современные слова “синергия”, “синергизм”. Помощь посланникам и евангелистам несомненно делает нас сотрудниками в деле распространения Евангелия.

9 Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. 

Удивительно осознавать, что даже при жизни апостолов Иисуса, уже существовали глубокие проблемы с разделениями и отвержением духовных авторитетов. Иоанн безуспешно пытался повлиять на некую общину, направив туда одно или более личных писем! Словосочетание “любящий первенствовать” в греческом представляет собой одно слово: “филопротэ́уон”. Не понятно, какое именно положение в церкви занимает Диотреф: вероятно он тоже “пресбутерос”. Слово “церковь” в этом стихе на греческом – “экклезиа”. К сожалению, за кадром остаются детали данного конфликта. Для справедливого рассмотрения вопроса необходимо выслушать и противоположную сторону, представленную Диотрефом. Чем был вызван конфликт: несогласием в понимании доктрин, финансовыми проблемами или проблемами в управлении остается неясным. С точки зрения учения Христа, очевидно, любовь к Богу требует забыть хотя бы временно о  разногласиях ради единого дела.

10 Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви. 

Иоанн пишет о вероятности своего прихода в данную общину и о последствиях этого прихода: намерения поднять вопросы о делах Диотрефа и “злых словах” в отношении к “ним”. Не совсем понятно, кто эти “мы”: церковь, отдельная община, апостолы? Диотреф запрещает помогать бродячим евангелистам, и даже исключает из церкви (“екклезиа”) за непослушание его приказам. Это действительно похоже на узурпацию власти: изгнание из церкви за помощь евангелистам – поступок дурной. Не в духе учения Иисуса отказывать в помощи кому-либо. Однако, все равно было бы интересно рассмотреть доводы и мотивы со стороны Диотрефа и его сторонников.  

Комментарии Уильяма Баркли указывают на возможную причину подобного конфликта:

“В ранней Церкви существовало двойное пастырство. С одной стороны были апостолы и пророки, власть и полномочия которых не были ограничены какой-то конкретной общиной, а распространялись на всю Церковь. Кроме того, были пресвитеры, или старейшины; это были жившие оседло постоянные пастыри поместных общин, их фундамент и костяк.  В раннюю эпоху это не вызывало никаких проблем, потому что местные общины были еще подобны детям и не могли еще сами ходить и самостоятельно работать. Но со временем между двумя категориями пастырей отношения становились все напряженнее. По мере того, как местные общины набирали силы и все больше осознавали свое место и роль, они были все меньше и меньше готовы подчиняться руководству издалека и вмешательству странствующих чужаков.”

11 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. 

Здесь мы видим очередное использование слова “любовь”: возлюбленный (“агапте”). Совет автора послания прост и эффективен: подражать (“миму”: от этого слова родилось слово “мим”) добру. В последующих словах мы находим значимую богословскую и философскую проблему: неужели вера и служение в церкви Диотрефа (и любого человека) не обязательно позволяют ему “видеть Бога”? Иисус учил “Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога”. Уверование и принятие религиозных истин вовсе не означают, что человек трудится над очищением своего сердца. Да, весьма вероятно, что некоторые верующие никогда не видели Бога в своем сердце и могут продолжать нести зло в наш мир. Вслед за этим, читателю послания нужно разрешить для себя проблему “что такое добро и что такое зло”. 

12 О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно. 

Вероятно, Димитрий был тем человеком, который и доставил данное рекомендательное письмо Гайю. Иоанн повторяет, что Димитрий имеет хорошее свидетельство (“мартуриа”)  со стороны всех, кого только возможно. Даже со стороны истины, хотя, конечно, это можно понять как сугубо духовное утверждение либо как литературный прием. Подобное свидетельство или общественное ручательство в учении Иисуса не рассматривается.

13 Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, 

Автор письма утверждает, что у него есть множество тем для обсуждения с Гайем, однако условия конфиденциальности требуют чтобы данные темы не попали на бумагу. Точнее, наверное, на пергамент или свиток из кожи, на котором с помощью “трости” и чернил писались тексты. Несомненно, в этом есть смысл: не все мысли и рассуждения должны быть увековечены на бумаге, попричине, например, отсутствия подтвержденности информации.

14 а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам. 

Выражение “устами к устам” в древности было примерным аналогом современного выражения “лицом к лицу” или “с глазу на глаз”. Иоанн выражает надежду, что скоро такой разговор состоится. Подобный конфиденциальный разговор, в отличие от письма, дает множество дополнительных точек взаимоприкосновения: эмоцальных, зрительных, вербальных и так далее. Иисус, кстати говоря, не оставил нам письменных документов и учил своих последователей именно подобным образом: “лицом к лицу”.

15 Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.

“Мир вам” – так приветствовал учеников сам Иисус, что дает повод думать о реальном авторстве апостола Иоанна. Упоминание друзей (“филой”) тоже дает повод вспомнить призывы к дружбе самого Христа. Приветствие друзей “по именам” несомненно создает атмосферу близости и заботы. 

Второе Послание Иоанна

1 Старец — избранной госпоже и детям её, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, 

Большинство комментаторов склоняются, что “старейшина” Иоанн пишет не женщине, а церкви в другом городе от лица своей общины. Видимо, по причине постоянных доносов так первые христиане пытались скрыть существование больших групп верующих. Слова “любовь” (агапэ) и “истина” (алэтхэ́йа) – самые частые слова в обращениях Иоанна. 

2 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. 

Существует два варианта перевода этого стиха – “потому что истина живет в нас” и “ради истины, которая пребывает в нас”. Читатель может выбрать любой вариант в зависимости от своих представлений. Иоанн здесь утверждает тезис вечного обладания истиной верующих.    

3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви. 

Три слова для благословения- благодать, милость и мир (харис, элеос и эйрене (от этого слово происходит имя Ирина)) являлись, вероятно, стандартной формулой благословения и частью первых гимнов. Иоанн опять принципиально добавляет два ключевых условия благословения: истина и любовь.  

4 Я весьма обрадовался, что нашёл из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца. 

Иоанн находит (эврика) членов этой общины соблюдающими заповеди Отца (патрос), и, следовательно ходящими или поступающими по истине. Указание на радость Иоанна, судя по всему, должно было показать эмоциональную вовлеченность Иоанна в отношения с получателями этого письма: он не остранен, не равнодушен. 

5 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. 

Иоанн начинает с личной просьбы, а не с “директивы”. Он пытается объяснить, что ничего нового в просимой им заповеди нет – это все та же любовь.   

6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней. 

Интересный момент в аргументации Иоанна: он связывает любовь с исполнением заповедей, “данных от начала”. Слабость этого аргумента состоит в том, что сть заповеди, не связанные с любовью напрямую – например крещение, причастие и так далее. Возможно, что Иоанн считал, что все до единой заповеди Иисуса были про любовь. Однако то, что он пишет ниже, не относится напрямую к любви, это скорее нарушение общей основополагающей доктрины.  

7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. 

Множество обольстителей, согласно Иоанну, являются антихристами (антихристос). То есть подобных “противников Христа” было достаточно много, и они являлись членами неких около-христианских “гностических” течений. Вероятно эти “антихристы” учили что Иисус не существовал как обычный человек: он якобы был просто духом, который являлся в образе человека. Иоанн, который жил и служил рядом с Иисусом много лет, яростно отвергает это утверждение. Иисус На суде у Пилата говорит о себе, что Он “родился и пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине”, следовательно отвергать человеческую природу Иисуса было крайне неразумно. Однако, вероятно, что к тому времени экземпляры Евангелий еще были достаточно редки, и гностики распространяли свои взгляды не зная многих фактов.

8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. 

Иоанн предупреждает, что результатом подобного заблуждения может быть потеря некоего предмета труда (спасения, благословения?) и даже награды (мистон). Слово “награда”, как тогда, так и сейчас, прочно ассоциируется с денежной наградой. Трудно судить, о какой награде говорит здесь Иоанн.  

9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нём, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. 

Данный стих имеет два варианта прочтения, и не уровне перевода, а в силу того, что в разных древних рукописях на греческом языке используются разные слова. Одна версия использует слово “преступающий” (параба́йнон) и она представлена в синодальном переводе. Другая версия использует вместо этого слово “проаго” – “идти впереди” и звучит это приблизительно так: “Всякий, кто рвется занять первое место, но не придерживается учения Христова, чужд Богу”. В этом случае мы слышим нотки обвинения именно руководителей общин или неких лидеров, а не всех одновременно. Однако суть идеи всего стиха остается той же: это предупреждение о духовной мертвости для тех, кто не держится учения Иисуса. Очевидно, что Иоанн называет учением Иисуса не Библию, а личные слова Христа, которые Иоанн отлично помнил. 

10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. 11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его. 

Согласно Иоанну, учение (дидахе) Иисуса – это наивысший критерий истины. Однако императив Иоанна вызывает некоторые вопросы. Значит ли, что в наше время христиане должны прервать всякое общение, к примеру, с мусульманами, которые могут верить в Иисуса, однако не как в Сына Бога а лишь как в пророка? Или со свидетелями Иеговы, которые верят в Иисуса по-своему? Этот вывод, несомненно является ошибочным. Дело в том, что Иоанн, когда писал данное письмо, был сфокусирован лишь на решение проблемы с гностиками, которые использовали свое богословие как позволение грешить: “если Христос не был в теле, то значит мир неизбежно греховен и нет смысла стремиться к совершенству”. Иоанн не знал, что его послание будут читать бесчисленное количество людей разных культур и эпох когда гностиков уже не будет.  Логично предположить, что каждая индивидуальная вера – уникальна, и даже несмотря на отклонения, мы должны самостоятельно принимать решения в отношении каждого отдельного человека, который приносит нам “неправильное” учение. Что говорил об этом сам Иисус? Очевидно, что если Он дал шанс Иуде Искариоту и принял его в ученики, зная о последующем предательстве, то подобная любовь должна быть и нашим идеалом. Пасторские решения Иоанна в отношении гностиков мы должны, несомненно принимать во внимание, однако не абсолютизировать их и не поклоняться им. 

12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. 

Иоанн мог бы много написать (графейн) по данному вопросу, однако он предпочитал личное общение, в котором он мог конструктивно и позитивно решать подобные проблемы. Годы ученичества и опыт старейшины в общине, несомненно, сделали из него опытного наставника и учителя.

13 Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.

Завершает письмо Иоанн завуалированным приветствием от своей общины.