fbpx

Поклонение крови Христа

В любой христианской конфессии есть люди, которые очень сильно верят в силу благодати Божией. Для них источник чуда и благодати может быть где угодно. В иконе, в церкви, в мощах, в пении хора или словах проповедника. Они убеждены, они верят, что благодать сама собой исходит от подобного источника и чудесным образом влияет на них. И это, в общем, не плохо, когда люди верят в подобные чудеса и одновременно пытаются в обыденной жизни поступать по принципам и законам Божественной этики и высшей морали. Однако, некоторые христиане убеждены, что ничего “делать” не надо, все усилия бессмысленны и к Богу своими силами не пробиться. Надо рассчитывать только на веру и уповать только на подаваемую благодать. “Никаких дел!”. Ни о каком поклонении иконам и мощам в среде протестантов, где распространено подобное мнение, разумеется, речи не идет. Однако они считают важным поклоняться “крови Христа”. Это приводит к особо трепетному отношению к Причастию или Евхаристии. Великая святыня крови Христа почитается главным источником благодати во всех отношениях: в материальном или духовном. Она считается основанием прощения грехов и спасения души человека.

Здесь знатоки христианства могут сказать следующее: “разве не об этом говорят тексты Нового Завета?”. К примеру: “И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”. Или: “имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым…”. Ну и так далее. Особенно много упоминаний крови Христа в письмах апостолов. В послании Евреям кровь названа “святыней”, поэтому вполне естественно что христиане ощущают некий религиозный страх при рассуждении на данную тему. Многие поклоняются, то есть буквально становятся на колени, перед чашей вина или виноградного сока, которое символизирует кровь Христа или провозглашается реальной кровью Иисуса в более ортодоксальных конфессиях. Закон Моисея исполнить невозможно, усилия бесполезны, поэтому у нас остается кровь Христа, подаваемая через нее благодать и Дух, в котором мы сами собой делаемся “совершенными”. Иисус почитается Спасителем именно с этой точки зрения. Но так ли это в аутентичном учении самого Иисуса?

Противоречие данного мировоззрения со словами Иисуса возникает особенно отчетливо при чтении Нагорной Проповеди. Там Иисус собрал Апостолов, рукополагая их на служение. Он, например, сказал им: “если глаз твой соблазняет тебя, вырви и брось от себя”.  Непонимание вызывают и другие слова Христа, особенно об усилиях, которые человек должен прикладывать при вхождении в Царство Бога или служении: “Царство Божие силой берется и употребляющие усилие восхищают его”. Не является ли вопрос спасения решенным на основании крови Христа? Какие еще усилия надо употреблять, если уже давно понятно что, например, “делами закона” никто оправдаться не может?!? Что имел в виду Иисус? Собственно, это и является ответом на вопрос почему аутентичное учение Иисуса не популярно: оно слишком трудное и непонятное по сравнению с доктриной об “оправдании кровью”. Возникает даже ощущение, что многие христиане закрывают глаза на реальную личность Иисуса, не пытаются понять Его, игнорируют Его наставления из вполне себе потребительского отношения к спасению души: им нужен скорее не реальный Христос и активное общение с Ним, а лишь Его кровь, как магическое средство получения спасающей благодати. Слова “магическое средство” могут прозвучать оскорбительно для некоторых христиан. Однако, судя по делам миллионов номинальных христиан, они понимают христианство именно как “церковную магию”, которая позволяет им считать себя спасенными и наполненными божественным присутствием независимо от дел. Оправдание ведь по вере, а не по делам, верно? Вечный источник споров и разногласий: вопрос о соотношении дел и веры в христианстве.

Вернемся к личному учению Иисуса Христа. Что Он говорил о крови? Когда? Насколько часто? Что под этим понимал? Несомненно самым весомым и значимым местом для разрешения данной проблемы является текст шестой главы Евангелия от Иоанна, где Иисус в числе прочего говорит: “Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира”. Или: “Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день”. В Иудаизме подобные разговоры были абсолютно неприемлемы, поскольку любое “питие крови” в Торе было строжайше запрещено. Поэтому слегка шокированные Апостолы подошли к Иисусу и потребовали объяснений. Иисус им ответил так: “Дух дает жизнь, а плоть не имеет значения. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь”. То есть под плотью (хлебом жизни) Иисус имел в виду Его Личность, Характер, а под “кровью” (новым вином) – рожденные Им слова, то есть Его аутентичное учение. Личность выражает себя словесно и познается по словам. Верующие, вдумываясь и всматриваясь в личность Иисуса, впитывая Его учение и слова, растворяя их в себе верой, получают благодать, общение с Духом и вечную жизнь. И ни материальное тело, ни кровь Иисуса не имели значения! Только Дух, выраженный в словах, дает реальную жизнь.

Иисус действительно учил исключительно духовным истинам и не допускал поклонения неким материальным вещам в течение трех лет служения. Вспомним Его словам о “поклонении в духе и истине”. Однако в последний день, во время Последней Вечери, Иисус произнес следующие слова: “И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”. Сторонники более приземленного представления о взаимоотношениях человека и Бога “на языке жертв” тут же увидели некую материальную святыню, о которой якобы сказал сам Иисус. А действительно ли Он говорил о том, что надо поклоняться Его крови как главной причине спасения, в буквальном значении слова? 

Иисус в буквальном значении “пролил кровь”, это несомненно. Как проливают кровь многие подвижники или защитники страны на войне. Смерть и воскресение Иисуса действительно были планом Бога. Иисус сам об этом несколько раз говорил. Как понимать Новый Завет в согласии со всеми другими словами Иисуса? Как согласовать Евангелие Царства и заключенный с учениками Новый Завет? 

Суть спасения души человека, по словам самого Христа, есть принятие верой Иисуса и Его учения, то есть Евангелия Царства Божьего. Евангелие Царства состоит в том, что по приглашению Бога, человек силой веры и любви входит в Царство Бога внутри себя, рождается заново и начинает расти духовно и интеллектуально, подобно растению. Этот рост может принести множество плодов в одних, или может закончиться печально для других. Евангелие Царства Божьего “работало” задолго до Голгофы, во время всех трех лет служения Христа. Значит Новый Завет, о котором говорил Иисус, вовсе не связан с идеей внезапного “магического изменения” человека посредством действия жертвоприношения. Это не тотальное прощение грехов. Спасение души – это больше, чем просто прощение грехов. Бог прощает без всяких жертв, в ответ на искреннее покаяние и обещание не повторять зла. Новый Завет – это договор между Богом, в лице Иисуса, с одной стороны, и человеком с другой. Бог обещает постоянно быть с человеком в виде Духа Истины, и направлять его внутренний духовный рост. Человек, со своей стороны, обязуется помнить личность Иисуса (“сие творите в Мое воспоминание”) и Его учение (“пребудьте в слове Моем”), любить Его всем сердцем. Спасение души есть результат познания Бога и единство с Ним в результате Нового Завета – союза Иисуса и человека. 

Иисус дал обещание и сплотил договор своей кровью, которая служит скорее печатью, клятвой любви, нежели источником благодати. Источником благодати служит не материальная кровь, а Дух Бога, выраженный в словах аутентичного учении Иисуса. Дух и Слово едины. Это и есть Новый Завет, приводящий к постепенному избавлению от грехов в результате духовного роста. Иисус лично призывал поклоняться и чтить Его слова, пребывать в них, исполнять их. Учение Христа, как единственное истинное выражение Духа Бога, есть истинный объект поклонения. Это и есть истинная “кровь” Иисуса, или “новое вино”, которое спасает верующего. 

Иисус закодировал Свое послание многим поколениям в Причастии. И сделал Он это искусно и мудро. Разные поколения христиан понимают Причастие соответственно своему уровню духовной и интеллектуальной проницательности. Удивительно, что пролитая на Голгофе кровь Иисуса очень похожа на Его Учение, которое, подобно реальной крови Иисуса, осталась на Земле. 

Главная идея Нового Завета состоит не в том, что Иисус сделал нас совершенными и безгрешными, словно волшебной палочкой. Он работает с нами и внутри нас, если мы только следуем за Ним. Этот процесс продолжается долгие годы, всю жизнь. Пора перестать тешить себя иллюзией что мы “избраны и искуплены”, позволяя себе по этой причине не прилагать никаких внутренних и внешних усилий. Спасение – это процесс изменения нашего разума и сердца, а не уверенность в неких внешних событиях типа “оправдания”, “окроплении кровью” и выдаче неких “духовных билетов на поезд в вечность”. Нет никаких билетов. Нет никакой магии и волшебства. Нет никакой слепой благодати от Бога, подобной бесплатному электричеству. Есть работа вместе с Богом. Есть путь следования Иисусу. Есть усилия ума и сердца. И, согласно Новому Завету, есть обязательство Бога всегда быть с нами и помогать нам. И Он исполнит свое обещание. Вопрос только в нас: останемся ли мы верными Новому Договору с Богом? 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *