Мысль о том, что апостолы ошибались в поступках, иногда не понимали иногда Иисуса и не могли адекватно истолковать Его слова и учение, никого не смущает – это прямо написано в евангелиях. “Это очевидно, ведь они люди”: рассуждаем мы.
“Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись”.
В Новом Завете описаны случаи, когда апостолы уже после воскресения Иисуса и получения Святого Духа в Пятидесятницу принимали весьма спорные решения, которые признавались другими апостолами неверными. Таким образом, апостолы не стали безгрешными.
“Когда же Пётр пришёл в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечён их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живёшь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?”
Значит, теоретически, апостолы могли ошибаться и в своих письмах, которые написали после вознесения Иисуса даже если на них же сошел Святой Дух. Вспомним свой личный опыт: разве Святой Дух сразу делает человека безгрешным и безошибочным? Дух подсказывает, напоминает, наставляет – но у человека все равно остается свобода воли, несовершенство и бескрайнее пространство для своих ошибок. Миссия Святого Духа как раз и состоит в том, чтобы вести человека по долгой дороге, ведущей к Богу и совершенству. И все мы, внимая голосу Святого Духа, очень часто подобны апостолам Иисуса, которые не верят Ему или не понимают Его.
Однако многие убеждены, что хотя апостолы ошибались в жизни, однако их письма по особой благодати Бога не содержат ошибок. Это очень напоминает убеждение католиков, что хотя Папа Римский обычный человек и может совершать грехи и ошибки в личной жизни, однако он безошибочен в суждениях, выступая из-за кафедры, делая официальные заявления. С этим можно соглашаться или спорить с разных точек зрения.
В персональном учении Иисуса об Истине, как таковой, нет и намека на безошибочность каких-либо земных документов. Говоря об истине, Иисус имел в виду что Истина есть очень высокое знание, которое принадлежит Богу и Ему лично: “Я есмь Путь, Истина и Жизнь”. Именно такая истина и является непогрешимой и абсолютно верной. Именно ее мы и медленно постигаем, читая Библию, молясь и размышляя, будучи ведомыми Духом Истины. Абсолютная истина может быть выражена лишь абсолютным и безгрешным существом, а именно самим Иисусом. Все же, что говорят люди, несовершенно. Все, к чему прикасается рука человека, становится несовершенным, как несовершенен всякий человек.