Что на деле означает принятие принципа Sola Iesu (только Иисус) и замены устаревшего иудаизма? Это вовсе не означает полного отрицания или “инверсии” всего Ветхого Завета. В конце концов Иисус основывал свое учение на некоторых текстах Ветхого Завета, а некоторые места оттуда Он признавал частично верными. Это лишь означает что мы открыты для разнообразных версий, которые не противоречат Иисусу и Его учению. К примеру, это означает, что может быть Адам и Ева были первыми людьми на земле, а может и не были. Что может потоп был, а может и не было. Что может быть земля возникла шесть тысяч лет назад, а может быть несколько миллионов лет назад. Может быть, жертвы животных были нужны Богу, а может никогда не были. И так далее. Принцип христоцентризма означает что любое утверждение Ветхого Завета должно соответствовать духу учения Христа. Таким образом мы ставим слова Иисуса выше Ветхого Завета.
Многие подумают, что подобное смещение приоритетов, принятие такого (учение Иисуса на первом месте, все остальное в Библии открыто для свободы мнения) – все равно что убрать “основу” мировоззрения, который представляет собой истории Ветхого Завета. Это страшновато с точки зрения почти тотальной перестройки мировоззрения. Придется отвечать на многие вопросы заново. Однако зачем бояться утверждения веры только на Иисусе Христе? Учение Иисуса даст твердое основание религии, которая будет вечной. В прямом смысле слова. Многие тексты Нового Завета утверждают необходимость основывать веру только на Иисусе, и не на чем-то другом, что намеренно и ошибочно отождествляется со Христом.
Рассмотрим для примера историю с мировым потопом. Почти все мировые религии или древние предания со всех уголков земного шара так или иначе упоминают потопы. С точки зрения науки поднятия уровня воды в океанах или опускание вниз земных плит прекрасно объясняют почему каждый народ хранит предания как “боги разгневались и послали потоп”. Библейская история с Ноем является повторением многих древних легенд. Кроме этого, сбор всех животных в один ковчег с точки зрения здравого смысла представляется маловероятным. Количество разнополых животных на планете вряд ли уместится и во флотилию кораблей. Если учесть присутствие редких животных, обитающих где-либо в Антарктике или Амазонии, то история как Ной собрал все живое в один ковчег, представляется либо невероятной, либо примером абсолютного чуда.
Христиане, споря с наукой, пытаются строить различные версии того, как на самом деле произошел мировой потоп и как именно Бог сохранил всех животных. Одной из версий является идея эволюции и появления новых подвидов после того, как отдельные животные вышли из ковчега. Так сказать, новое творение. Однако самая большая проблема всемирного потопа состоит вовсе не в этих деталях, а в достаточной спорной идее о Богe, у которого, якобы, в один момент “отказали нервы” из-за грешного человечества. Эта идея противоречит учению Иисуса о мудром, всезнающем и любящем Небесном Отце, который “никого не судит”.
Идея о справедливом Боге несомненно присутствует в учении Иисуса, где осознанный грех получает воздаяние. Кроме того, можно привести слова Иисуса о потопе. Однако надо понимать, что на первом месте стоит идея, непротиворечивая концепция Небесного Отца, и лишь затем – слова, которые использовали свидетели учения Иисуса, пытавшиеся воспроизвести концепты Иисуса. Данная концепция говорит о том, что любовь Бога превалирует над справедливостью, которая, однако, все равно будет установлена. Данная концепция Небесного Отца исключает якобы “нервные срывы” или “вспышки гнева” Бога, приводящие к глобальным катастрофам и массовым смертям. Наиболее логично здесь выглядят слепые природные катастрофы, которые древние люди считали “гневом богов”. Отец, во гневе убивающий своих детей – что еще может выглядеть более ужасно? Смерть Иисуса Христа на кресте ради человечества выглядит настоящей, подлинной духовной ценностью и раскрытием характера Небесного Отца по сравнению с ветхозаветным мифом о мировом потопе. В конце концов верующий человек будет поставлен перед дилеммой определения сути личности Бога на основании библейских текстов. Бог в гневе убивает грешников или жертвует Собой, чтобы достичь покаяния грешников?
В истории потопа Ной проповедует перед потопом. Однако даже если он проповедовал 120 лет, что такое это время в масштабах планеты с материками и океанами? История христианства говорит о двадцати веках проповеди сотен тысяч или миллионов проповедников истины, и однако цивилизация далека от идеала. В Ветхозаветной истории Бог якобы “раскаялся”, “восскорбел”, а затем, обоняя дым от костра с жертвой, принял решение не губить “злых от юности” людей. Это изображение Бога отличается от всезнающего и любящего Небесного Отца, которого проповедовал Иисус. Бог не изменяется – данную концепцию можно найти даже у пророков, и однако, вместе с этим, христиане верят в историю о том, как Бог якобы изменился.
Христиане до сих пор верят в ветхозаветное представление о Боге как об импульсивном судье, который одним махом может смести цивилизацию с лица земли. Данное представление есть просто устаревшее представление, не более. Небесный Отец Иисуса Христа никогда на такое не пойдет именно по причине любви к людям. Иисус говорил о божественном суде в смысле реакции человека на пришедший свыше свет: “суд состоит в том, что свет пришел в мир”. Однако древняя идея о жестоком и беспощадном суде Бога настолько стала общепринятой, что даже апостол Петр повторяет ее, говоря об огне, которым будет сожжен наш мир. Очевидно неправильная идея о подобном суде Бога на основании мифа о потопе и породила заблуждение, что идет некий конец света, который уничтожит все живое на земле и создаст некий новый и совершенный мир. Иисус учил что изменение мира будет похоже на рост дерева, которое наконец, зацветет во время долгожданной духовной весны.
Очевидно, что старые представления о Боге, записанные в Ветхом Завете до сих пор принимаются верой, интегрируются в учение Иисуса и евангельские принципы, рождая неразрешимые моральные дилеммы в сознании. Именно по этой причине важен принцип “Только Иисус” (Sola Iesu), который бы положил конец многим древним и устаревшим представлениям о характере Небесного Отца, то есть Бога. Учение Иисуса, поставленное во главу угла, должно быть признано первичным, а не вторичным по отношению к Ветхому Завету. Возможно, в будущем это и станет основой для реформирования не только христианства, но и самого иудаизма, который до сих пор является тормозом для раскрытия Евангелия Иисуса Христа. Христоцентричность обязательно откроет зерна абсолютной истины, скрытые в Ветхом Завете и обнажит то, что создано исключительно людьми и не имеет к Богу никакого отношения.